“Слабая и неубедительная” ответная реакция Запада на захват РФ Южной Осетии и Абхазии в 2008 году раззадорила Владимира Путина.
Роберт ван Ворен, голландский советолог и правозащитник, уверен в том, что незаменимым союзником Запада в борьбе с путинским режимом является российский народ.
Майдан, аннексия Россией Крыма, а также начало российско-украинской гибридной войны в Донбассе застали Запад врасплох. Политики, обещавшие поддержку митингующим со сцены Майдана, по сути, даже не представляли, какими будут последствия свержения Виктора Януковича.
Западные правительства долгое время не желали признать, что аннексия Крыма является именно аннексией и что никакие аргументы не помогут смягчить это грубейшее нарушение норм международного права. В какой‑то мере катастрофа малайзийского Боинга стала отрезвляющей оплеухой, но даже после нее западные лидеры долгое время находились в оцепенении, не осознавая, что происходит.
Эту фазу потрясения, даже паралича, объяснить нетрудно. Она почти идентична фазе отрицания, через которую проходят люди после смерти близкого друга или родственника. Последствия слишком масштабны, чтобы их можно было осознать одномоментно. Когда внезапно все рушится, кажется, будто хорошие времена никогда не вернутся. И первая реакция — делать вид, словно ничего не изменилось, а все случившееся — дурной сон.
После распада СССР Запад позволил усыпить свою бдительность. Советский монстр остался в прошлом. Русский медведь превратился в любимого домашнего зверька, пусть загадочного и не всегда понятного.
Страна стала большим рынком сбыта для западных товаров. Казавшиеся неограниченными возможности манили западных политиков, многие (например, бывший канцлер Германии Герхардт Шредер) решились на тесное сотрудничество с местными олигархами, которые на деле являлись стервятниками, обкрадывающими нищающее население страны. Но кого это заботило?
Какое‑то время Россия даже была трендом. Одежду любили украшать надписями на кириллице или советскими коммунистическими символами. Советологию отправили на свалку. РФ поспешно признали нормальной — “такой же, как все”. И Европа погрузилась в сладкую дрему. Ничего не могло пробудить нас от этого самоубийственного сна — даже русско-грузинская война 2008 года.
Вплоть до Майдана.
Мы с коллегами с ужасом наблюдали за уровнем неведения Запада, за тем, как министры иностранных дел всей Западной Европы и Северной Америки не понимали сути происходящего. С не меньшим ужасом мы наблюдали и за почти патологическим стремлением отрицать то, что было очевидно с самого начала: путинская Россия не планирует соблюдать подписанные соглашения. Она делает то, что считает нужным. И точка.
Наконец к Западу вернулось чувство реальности, похоже, фаза отрицания подходит к концу. Лондонский аналитический центр Chatham House опубликовал отчет Российский вызов, авторами которого являются несколько профильных экспертов, включая двух экс-послов Великобритании в РФ и заслуженного профессора Питера Хансона, который был в числе “последних из могикан” советологии в 80‑х.
В заключении Chatham House отмечает, что конфликт в Украине является переломным моментом для будущего всей Европы. Авторы предостерегают: НАТО и ЕС могут распасться перед лицом усиливающейся российской агрессии, которую подстегивает явная неготовность ЕС встать на защиту своих принципов. Поражение Украины, по их мнению, повысит риск новых авантюр Кремля и уменьшит шансы на то, что со временем в РФ произойдут перемены к лучшему. Отчет также содержит весьма пугающее заключение: Россия готова в определенных обстоятельствах применить тактическое ядерное оружие.
Ключевым в отчете является тот факт, что в случившемся Западу некого винить, кроме самого себя. “Слабая и неубедительная” ответная реакция Запада на захват РФ Южной Осетии и Абхазии в 2008 году раззадорила Владимира Путина. В результате Москва решила, что может продолжать в том же духе: “Российские амбиции демонстрировались почти десятилетие, но Западу было проще проигнорировать их. Война в Украине отчасти является результатом снисходительного отношения Запада к России”.
Конечно, пробуждение Запада и принятие новой реальности не гарантирует успеха. Но это важное начало и необходимая предпосылка для разработки более реалистичной политики по отношению к путинской России. Помимо поиска причин полнейшего презрения российского президента к международному праву, в документе подчеркивается: нельзя приравнивать Путина и его дружков ко всему российскому народу, который в значительной мере является заложником этого коррумпированного режима.
Действительно, в процессе избавления от Путина россияне являются самым важным, более того, незаменимым союзником Запада. Как бы ни печалило то, что они продолжают мириться с этим режимом, в основе новой политики в отношении РФ должно стать именно налаживание контакта с простыми россиянами.