Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков после телефонного разговора Ангелы Меркель, Франсуа Олланда и Владимира Путина заявил об отсутствии "уровня готовности" для возможного проведения встречи лидеров стран "нормандской четверки". Собственно, именно этого и можно было ожидать сразу же после того, как Ангела Меркель начала "прощупывать" почву для очередной попытки проведения такой встречи.
То, что о приглашении немедленно – еще до подтверждения из Берлина – сообщили в Кремле – объясняется просто. Советникам Путина необходимо было преодолеть ощущение международной изоляции, которое складывалось после того, как Олланд фактически подтолкнул российского президента к отказу от поездки во Францию. А тут – сами приглашают, хотят общаться! И Меркель, и Олланд, и даже Порошенко. Какой Путин изгой? Вчера у Эрдогана, завтра у Меркель, а в Париж он сам не хочет! Никакой не изгой!
Но дальше неминуемо должны были состояться консультации между потенциальными участниками саммита. И не могло не выясниться, что Путин, может, и не хочет прослыть изгоем – но и на уступки идти тоже не хочет.
Мы можем долго гадать, о чем же таком они там разговаривают по телефону, но суть общения, кажется, совершенно ясна после выступления президента Франции перед депутатами ПАСЕ и выступления президента России перед участниками форума “Россия зовет!” Попросту говоря, Олланд и Меркель объясняют Путину, что готовы разговаривать с Порошенко относительно реализации политических аспектов урегулирования только после того, как получат от России гарантии безопасности – прекращение огня, отвод оружия, разоружение, говоря словами Олланда. А Путин продолжает придерживаться своей, если угодно, “классической” линии – вначале реализация политического пакета, включая изменения в Конституции, закон об амнистии и “прямые переговоры” с российскими наемниками.
И тут диалог останавливается – потому что Олланд и Меркель прекрасно понимают, что без разоружения бандитов и вывода российских войск невозможны никакие выборы, а Путин не менее прекрасно осознает, что после разоружения бандитов и вывода российских войск никакие выборы ему не нужны – он просто теряет Донбасс как рычаг давления на Украину.
Это и есть тот самый тупик, в котором стороны “нормандского формата” находятся практически с первого дня после подписания договоренностей. И, как не раз уже было сказано, единственное, что позволяет этот тупик – так это продолжать санкции против России. А встречаться ни к чему – нет “уровня готовности”.
И именно эту констатацию очевидного Петр Порошенко сегодня услышит от Ангелы Меркель и Франсуа Олланда.