Политические новости

Самое странное голосование ВР, – НГ

Отмена неприкосновенности двух депутатов вчера превратилась в самое странное голосование Верховной рады за все годы украинской независимости. Подобные решения парламенту приходилось принимать и раньше, однако в условиях старой системы вопрос всегда упирался в идентификацию «свой» – «чужой». Вчерашнее голосование показало, что такие критерии больше не действуют. Но старая государственная система, против которой восстал майдан, продолжает функционировать. А это значит, что риски очередной революции, снизившиеся из-за войны на Донбассе, по-прежнему существуют, пишет Независимая газета

Вчерашнему голосованию в Верховной раде предшествовали две недели политических споров, торгов и закулисных переговоров. В середине мая Генпрокуратура подала в парламент представление на отмену депутатской неприкосновенности и привлечение к уголовной ответственности двух депутатов: члена фракции «Оппозиционного блока» Сергея Клюева – брата Андрея Клюева, который во времена президентства Януковича занимал должности первого вице-премьер-министра, главы президентской администрации и секретаря Совета нацбезопасности Украины, – а также избранного по спискам Радикальной партии, но исключенного из состава ее фракции экс-командира добровольческого батальона «Айдар» Сергея Мельничука.

Директор Центра общественных исследований Евгений Магда обратил внимание на то, что депутатам предложили сложное голосование, ведь решение нужно было выносить по двум коллегам из противоположных политических лагерей. «Этот шаг обусловлен необходимостью для власти продемонстрировать гражданам, что справедливость существует», – сказал он в комментарии изданию «Лампа». Ради того чтобы доказать, что перед законом все равны, власть сделала выпад против двух потенциально опасных для нее категорий политиков: оппозиции и военных-добровольцев. «В случае с Мельничуком – это десакрализация командиров добровольческих батальонов; с Клюевым же работает принцип говорящей фамилии. Сергей Петрович был куда менее вовлечен в политические расклады при Викторе Януковиче по сравнению со своим братом Андреем. Но сегодня заголовки «Клюева лишили иммунитета» власти нужны больше, чем упоминания других фамилий», – считает Магда.

Вначале представление Генпрокуратуры должен был рассмотреть регламентный комитет Верховной рады, который собирался пять раз, но никак не мог прийти к единому выводу.

Материалы дела по Клюеву классифицированы как мошенничество и расхищение средств госбюджета. Как пояснил первый замгенпрокурора Владимир Гузир, выступавший вчера перед депутатами, в 2007 году братья Клюевы через австрийскую фирму «завладели акциями завода полупроводников». Это предприятие якобы стало базой последующих махинаций, в том числе погашения взятых кредитов и процентов по ним за счет защищенных статей госбюджета. У депутатов возникло множество вопросов к Генпрокуратуре по материалам дела, однако ответы были получены на 11 из 82 официально оформленных запросов.

Что касается Мельничука, то его подозревают в создании вооруженной преступной группировки, которая обвиняется в захватах заложников, участии в рейдерских атаках на предприятия и бандитизме. Генпрокуратура указала также, что у батальона «Айдар» пропало около тысячи автоматов, один из которых впоследствии фигурировал в материалах уголовного дела. Владимир Гузир отметил, что прокуратура, как и вся украинская власть, отдает должное тем добровольцам, которые встали на защиту территориальной целостности Украины, но отделяет их от групп людей, которые, «прикрываясь названиями батальонов, совершают преступления в Киеве, Харькове, Одессе». Из 30 уточняющих вопросов регламентного комитета ответы по делу Мельничука были даны на 19.

Представитель «Батькивщины» Юлии Тимошенко Сергей Соболев обратил внимание Генпрокуратуры на то, что не стоит порочить имя батальона «Айдар» и следует отделить военную ситуацию от преступлений в мирное время: «Война – это всегда война. Это особый режим, чрезвычайная ситуация. В тебя стреляют – ты стреляешь в ответ. Если каждый военнослужащий в зоне боевых действий будет думать, имеет ли он право открыть ответный огонь, или это будет расценено как пытки, то кто пойдет защищать Украину?.. Нужно отделить героизм (который, к сожалению, тоже не всегда с человеческим лицом) от преступлений, недопустимых нигде и никогда, в том числе и в районе боевых действий».

Что касается Клюева, то у депутатов и общественных активистов разошлись мнения с Генпрокуратурой относительно того, в чем именно он виновен. О заводе полупроводников даже не вспоминали. Лидер Радикальной партии Олег Ляшко вчера в своем выступлении перечислил те обвинения, которые выдвигают против Клюева рядовые граждане: «Он помогал Януковичу обналичивать «грязные деньги», легализовал «Межигорье», был причастен к тому, что людей расстреливали на майдане. Участвовал в создании диктатуры Януковича». Депутат от партии «Свобода», которая не имеет своей фракции в нынешнем составе парламента, Юрий Левченко добавил: «Организация титушек, финансирование антимайдана. На него (Сергея Клюева) было оформлено «Межигорье»!»

В зале зазвучали вопросы о том, почему Генпрокуратура не может доказать вину других представителей ближайшего окружения Януковича – и тех, кто был избран депутатами от «Оппозиционного блока», и тех, кто не имеет иммунитета. Возмущались представители всех фракций коалиции.

В конце концов все сошлись на том, что следует удовлетворить запрос Генпрокуратуры относительно отмены депутатского иммунитета и привлечения к уголовной ответственности двух депутатов.

По материалам: главное
kuznecov