Аннексия Крыма и поддержка повстанцев на Восточной Украине повлекли за собой высокий рейтинг Путина в России в 2014 году. Но насколько Путин популярен в местах, за которые идет спор? Зависит ли поддержка Путина от процентной доли этнических русских?
Хорошо известно, что аннексия Крыма и поддержка повстанцев на Восточной Украине повлекли за собой высокую популярность президента Путина в России в 2014 году, пишут в своей статье в блоге The Washington Post Джерард Тоэл, директор программы государства и международных отношений (Виргинский технологический университет, США), и Джон О’Лухлин, профессор географии (Университет Колорадо, США).
Но насколько Путин популярен в местах, за которые идет спор? А именно, в Крыму и на территории, которую он в апреле назвал “Новороссией”? – задаются вопросом авторы. По их словам, “самый близкий современный эквивалент” – это восемь областей Украины: Одесская, Николаевская, Херсонская, Днепропетровская, Запорожская, Харьковская, Донецкая и Луганская.
Авторы решили проверить, действительно ли поддержка Путина прямо зависит от процентной доли этнических русских среди населения и процента жителей, которые называют русский своим родным языком.
Авторы сообщают, что в декабре 2014 года по их заказу были проведены опросы из более чем 140 вопросов на Юго-Восточной Украине и в Крыму. “The Kyiv International Institute of Sociology провел наш опрос среди 2 тыс. человек в шести областях Юго-Восточной Украины. (Нам пришлось исключить из опроса зоны боевых действий в Луганской и Донецкой областях, так как сейчас там невозможны личные опросы с тщательно продуманной выборкой)”, – пишут авторы. В тот же период Левада-центр провел сходный опрос 752 респондентов в Крыму.
Респондентов просили оценить по 5-балльной шкале (от “весьма положительно” до “весьма негативно”) свое отношение к лицам на четырех портретах. На Юго-Восточной Украине это были Ленин, Обама, Путин и Порошенко, в Крыму вместо Порошенко предлагался портрет Сергея Аксенова. Респондентов спрашивали об их национальности, а также о том, на каком языке (или языках) они преимущественно разговаривают дома.
“В целом примерно треть респондентов поставила политикам нейтральные оценки. Половина респондентов на Юго-Восточной Украине дала такую оценку Обаме, а примерно та же доля в Крыму – Ленину. Путин явно вызвал более полярные оценки: в шести областях Украины его оценили весьма негативно, а в Крыму – весьма позитивно”, – говорится в статье.
Авторы вычислили “рейтинг симпатии” – положительный или отрицательный – для всех политиков. Детальные результаты опубликованы на сайте газеты.
На Восточной Украине у Путина рейтинг отрицательный (от -100 до -120 по разным группам населения). У Обамы – скорее тоже отрицательный (от 0 до -70). В Крыму у Путина рейтинг положительный среди русских (около +170) и украинцев (около +100) и скорее нейтральный (ноль плюс-минус несколько процентов) среди татар. У Обамы рейтинг отрицательный среди всех групп (татары дали ему оценку -70, украинцы -150, русские -180).
Авторы делают четыре вывода.
Во-первых, на Юго-Восточной Украине отношение к этим политикам скептическое, один Порошенко получил слабый позитивный рейтинг симпатии в группе украинцев, которые говорят и на украинском, и на русском языках. “Изо всех четырех лидеров Путин получил самую негативную оценку с большим отрывом”, – говорится в статье. В Крыму Путин получил высокий рейтинг симпатии среди русских и украинцев, татары оценивали его в среднем нейтрально. У Аксенова умеренно-хороший рейтинг симпатии. Обаму негативно оценили не только в Крыму, но и в целом на Юго-Восточной Украине.
Во-вторых, в Крыму и на Юго-Восточной Украине нет колоссальных различий между мнениями этнических русских и этнических украинцев. “Следует отметить, что этнические русские чаще не любят Обаму и любят Путина, но в областях Юго-Восточной Украины, где проводились опросы, большинство этнических русских скорее не любит, чем любит Путина”, – говорится в статье. В Крыму есть мелкие различия между украинцами и русскими. Татары выразили сильную неприязнь к Ленину и слабее всего поддержали Путина.
“В-третьих, мнение, что Украина расколота по национальному и языковому признакам, слишком поверхностно. Его опровергают результаты нашего опроса”, – говорится в статье. Судя по предварительному анализу ответов на другие вопросы, на Юго-Востоке преданность украинской нации и использование языка взаимосвязаны мало. Авторы отмечают, что предпочтения электората и поддержка вступления в НАТО и ЕС сильно различаются на Западной и Восточной Украине, но это не значит, что резко различается степень верности Украине.
В-четвертых, внутренние региональные предпочтения не объясняют текущего кризиса. “Сегодня Украина расколота ввиду того факта, что Россия полностью аннексировала один из ее регионов. Большинство населения в этом регионе поддерживает этот шаг, хотя за рубежом аннексию широко осуждают как незаконную и неправомерную. За пределами сепаратистских Донецкой и Луганской областей, которые поддерживает Россия, но в пределах так называемой “Новороссии” действия Путина оттолкнули явное большинство граждан Украины, будь то этнические украинцы или этнические русские, украиноязычные, русскоязычные или многочисленные люди, говорящие на обоих языках”, – отмечают авторы.