Если вы зададитесь вопросом, почему минский процесс не приводит к миру, посмотрите не далее как на последнее интервью с Владиславом Иноземцевым, весьма уважаемым российским экономистом и директором московского Центра исследования постиндустриального общества. Главная причина, по его мнению, в том, что - какая неожиданность! - мира не хочет Владимир Путин.
То, чего он хочет – это превратить Украину в перманентно стагнирующее зависимое от Кремля государство. Как? Заставляя Киев реинтегрировать в Украину ныне оккупированный, политически отравленный и экономически уничтоженный Донбасс, зная очень хорошо, что этот регион, ныне навсегда искалеченный по указанию Путина, обречет Украину быть постоянно банкротом-марионеткой соседнего мафиозного государства. Это было бы суицидом. Несмотря на то, что многие влиятельные украинские политики понимают, что Украине нет смысла заражать себя этим раком, власть украинской патриотической риторики – “Донбасс является навечно украинской землей!” может трагическим образом возложить на страну такое бремя, что оно раздавит ее суверенитет и ее демократию, и, вероятнее всего, отодвинет ее далеко от Европы и мира. Это успешно завершит то дело, которое не довел до конца Виктор Янукович, – превратит Украину в отсталую провинцию отсталой империалистической петро-державы.
Планирует ли Москва захватить сепаратистский Донбасский анклав? Иноземцев: “Не собирается… Может быть, Кремль рассматривал этот вариант в момент начала волнений в апреле-мае 2014 года. Но после войны, когда мы видим огромные разрушения, неработающую систему, а регион, фактически, превратился в экономическую пустыню, то, конечно, Россия не будет их присоединять… Там много разрушено, много украдено, вывезено в Россию и перепродано. В целом, по моему мнению, этот регион особой экономической пользы не несет. Более того, если посмотреть на то, что там было раньше, то это угольная промышленность и металлургия. Металлургия сохранилась в Мариуполе, который сейчас, слава Богу, под украинским контролем, а угольная промышленность является очень убыточной. Украина много лет дотировала Донбасс через бюджет… Россия понимает, что эта отрасль убыточна, и не собирается поддерживать восток Украины…”
Значит, Москва хочет присоединения так называемых ДНР и ЛНР к Украине? “Вся политика России, не только путинская, а в целом после распада Советского Союза, заключалась в том, чтобы где-нибудь нагадить и оставить в таком состоянии. Было, например, Приднестровье, которым хотели разрушить молдавскую государственность. Приднестровье оказалось ненужным России, но и воссоединить с Молдовой они также не хотели, поскольку это облегчило бы путь Кишинева в Европу. Та же ситуация была в Грузии. Сейчас наступила очередь Украины. Москве не нужен Донбасс, ей не нужна сильная Украина. Кремль заинтересован в том, чтобы обеспечить Киеву постоянные проблемы. Чтобы через свой территориальный конфликт Украина не могла пойти в ЕС и НАТО. Чтобы так называемые ДНР и ЛНР проводили линию Москвы в Верховной Раде и тому подобное. Это крючок, на котором должна сидеть Украина”.
Экономист Андерс Ослунд совершенно прав, когда утверждает, что Украина не должна платить за Донбасс: “Кто должен платить за восстановление Донбасса? Ответ очевиден, агрессор – Россия. В справедливом мире Украина бы могла включить в Минские соглашения требования о выплате $20 миллиардных репараций со стороны России. Но в реальном мире военные компенсации платят только проигравшие. Ожидания, что Украина сможет профинансировать восстановление Донбасса в ближайшем будущем, утопичны. Нужно учитывать, что нынешнему правительству все труднее добиться получения денег на осуществление своих планов. Такая временная неопределенность превратит большую часть городских территорий Донбасса в промышленные пустыри, что крайне усложнит процесс возврата населения”.
Я полностью согласен с последующей стратегической рекомендации Ослунда, но не могу предположить, что это может произойти в ближайшее время: “Единственным разумным решением со стороны Европейского союза и Соединенных Штатов было бы выделение существенной помощи Украине в виде целевых грантов на восстановление и реинтеграцию Донбасса. Потратить $20 млрд на стабилизацию ситуации в горячей точке на карте Европы – не такая уж высокая цена. Просто сравните эту сумму с $300 млрд, которые Европейский союз выделил на урегулирование греческого финансового кризиса”. Если Россия и Запад не заплатят за преступное опустошение Россией контролируемых ДНР-ЛНР территорий, то Украина будет вынуждена платить по чужим счетам. И это убьет всякую надежду, что Украина станет жизнеспособным и современным демократическим государством. Киев должен иметь мужество отказаться от самоубийственного варианта, объявить анклав Донбасса российской оккупированной территорией и умыть руки от этой мерзости.
И еще одна причина избавиться от этой раковой опухоли. Недавно я получил мейл от некоего “Андрея Полетаева”. Заголовок темы письма звучал так: Отвратительный украинский нацист. Вот то, что он написал: “Вы – отвратительный жалкий украинский правый пропагандист и экстремист. Вы понятия не имеете, о чем вы говорите, езжайте в Донецк или Луганск и говорите с людьми, и вы будете видеть, насколько они презирают ваш украинский режим бандеровских убийц. У меня есть много друзей в Новороссии, и я не имею [в оригинале: “and i do not”] никого, кто поддерживает фашистскую киевскую хунту. Помните мои слова, рано или поздно, Донецк, Луганск [в оригинале: Luganks] и вся Новороссия будет свободной. И Вы, грязный апологет бандеровских нацистов, будете гореть в аду”. Я не сомневаюсь, что друзья “Андрея Полетаева” являются точно такими, как он их описывает. Что должны выбрать украинцы? Гореть в аду или дышать той же атмосферой, какой дышит он и его друзья в ДНР-ЛНР?