Пекин может "оказаться в выигрыше" от вторжения России на территорию Украины, пишет Foreign Policy, рассматривая диспозицию, прежде всего, с точки зрения интересов США.
“Нелепость – это мягко сказано. Каждый раз, когда Пекин просили выразить его точку зрения на вторжение России в Украину, он прибегал к витиевато-уклончивым формулировкам”, – говорится в статье. Судя по приведенным в ней цитатам, комментарии китайских официальных лиц сводились к тому, что происходящее в Крыму “имеет свои причины”.
Китай “ощущает себя в шатком положении” в связи с украинскими событиями, с одной стороны, из-за того, что невмешательство во внутренние дела других стран является одним из столпов его внешней политики, пишет автор статьи Джефф Дайер. С другой стороны, “у Китая аллергия на сепаратистские движения”, ведь “если Крыму позволительно голосовать за независимость, то почему этого не может делать Тибет?” Наконец, “продолжительный кризис в Украине может плохо сказаться на мировой экономике (в особенности если Россия и Запад обменяются санкциями и контрсанкциями), а экономика самого Китая сейчас как раз замедляется”.
Тем не менее, существует вероятность, что происходящее в Украине сыграет на руку Китаю и в ущерб интересам США, убежден Дайер. Во-первых, обострение на Крымском полуострове может подтолкнуть Россию и Китай друг к другу – такой исход он называет “одним из главных долгосрочных рисков для США”. Для России это выгодно по той причине, что ее “юго-восточный фланг” сейчас “столь же уязвим, как и западный”, добавляет автор.
Кроме того, продолжает он, “если Россия аннексирует Крым и все увидят, что это обошлось ей не очень дорого, кое-кто в Китае воспримет это как “зеленый свет” для еще более напористого продвижения своих собственных территориальных претензий. Если Путин может взять Запад на пушку, то что должно остановить Китай?”
Но “даже если ситуация в Украине разрешится относительно быстро, и отношения США и России не будут окончательно разорваны, Обама будет посвящать Европе значительно большую часть оставшегося у него президентского срока”. В результате за Азией он будет следить менее пристально, и у Китая появится дополнительная свобода маневра, заключает Дайер.