Вашингтон и Москва должны прийти к компромиссу относительно новой системы международной безопасности
Об этом пишет Эдвард Уокер, профессор политологии в Калифорнийском университете (Беркли).
Если Запад сделает своей целью достижение дипломатического соглашения с Россией, то дорога к воплощению этой цели будет такова:
1. Продолжить медленно и осторожно выстраивать восточную линию обороны НАТО. Основная проблема состоит в том, что расширение НАТО на Востоке воспринимается Россией, как угроза ее безопасности, несмотря на то, что НАТО не удалось предоставить своим членам на восточном фланге, в частности странам Балтии, реальные сдерживающие мощности. Цель НАТО в странах Балтии должна состоять в развертывании сил сдерживания по принципу работы пассивного спускового механизма, когда в регионе постоянно дислоцируются американские и европейские ротируемые силы, которые, однако, не представляют собой объективной военной угрозы для России. Цель НАТО в других регионах, в частности, в Польше, должна состоять в создании более надежной системы обороны, которая сделает возможное российское нападение с использованием обычных вооружений в данных направлениях обреченным на провал.
2. Сделать все возможное, чтобы достичь стабильного замороженного конфликта на востоке Украины. В идеале это предполагает полное разделение сил (не только тяжелых вооружений) и введение вооруженных миротворческих сил для патрулирования буферной зоны. Необходимо поддерживать усилия Украины по защите подконтрольных ей территорий, но одновременно послать четкий сигнал, что попытки Киева возобновить наступление, чтобы вернуть остальные территории, будут очень неразумными и повлекут за собой сокращение западной военной и экономической поддержки. Послать сигнал Москве, что Запад готов рассмотреть предложения по направлению совместных миротворческих сил в Донбасс, комплектуя их по принципу НАТО-ОДКБ или ЕС – ЕАЭС. Либо даже по принципу участия украинских, сепаратистских и российских сил, как это было сделано в Приднестровье.
3. Максимально эффективно и невызывающе помочь Украине в создании своих оборонительных мощностей. Послать Москве четкий сигнал, что масштабное сепаратистское наступление будет означать значительное увеличение военной помощи Киеву, в том числе предоставление Америкой летального оружия, в частности, противотанкового. Также послать сигнал Москве, что Запад будет препятствовать каким-либо попыткам Киева в будущем вернуть Донбасс силой, и что стабильный замороженный конфликт является наиболее приемлемым вариантом для всех сторон.
4. Наконец, дать сигнал Москве, что, если в Восточной Украине сохраняется режим стабильного прекращения огня, то Вашингтон готов договариться по новой системе безопасности для соседних с Россией стран, что сделает опасную и дорогостоящую гонку вооружений с Западом гораздо менее опасной и менее дорогостоящей. Вашингтону также следует указать, что он готов рассмотреть некоторые ключевые проблемы безопасности Москвы, в том числе отказаться от дальнейшего расширения НАТО.
Конечной целью всего этого процесса должно быть возвращение к отношениям, сравнимым с отношениями США и СССР в конце холодной войны. Это включает в себя договор о размещении обычных вооружённых сил в Европе (ДОВСЕ), промежуточных ядерных сил (РСМД), стратегических ядерных сил (СНВ) и противоракетных оборонных сил (ПРО). Кроме того, Вашингтон должен послать сигнал, что, хотя Альянс и стремится к надежной системе безопасности для стран Балтии, Польши, Болгарии и Румынии, он готов отказаться от баллистической системы противоракетной обороны в Европе и принять институциональный военный нейтралитет для Украины, Беларуси, Грузии и Азербайджана. Следует также указать, что он не будет настаивать на выводе российских войск из Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, Крыма, ДНР и ЛНР. Это, конечно, не означает признания легитимности присутствия этих сил, как и аннексии Крыма или признания независимости Южной Осетии и Абхазии, ведь переговоры по безопасности с Советским Союзом не означали признания легитимности его инкорпорации стран Балтии или гегемонии над Восточной Европой.
Я считаю, что главным препятствием для переговоров по широкой системе безопасности вдоль этих линий является политическая ситуация в Вашингтоне: республиканцы контролируют Конгресс, а в следующем году предстоят президентские выборы. Я подозреваю, что Москва будет рада, если к ней станут относиться так же, как в конце советской эпохи (как и в советское время, она, конечно же, будет упорно торговаться по вопросам безопасности). Еще больше я уверен, что европейские правительства и общественность будут приветствовать подобные усилия, и что в сочетании с улучшенной способностью НАТО к защите его восточного фланга, это будет способствовать лидерству Вашингтона в Северотлантическом альянсе.
Но в Вашингтоне этот проект будет продвигать крайне сложно, а на его реализацию понадобятся годы.
По материалам НВ