В пятницу канцлера Германии Ангелу Меркель будут встречать в Вашингтоне как лидера европейской экономической политики, но в ходе ее визита в вашингтонских коридорах власти будут задаваться другим вопросом: готова ли она быть лидером европейской внешней политики, прежде всего в сфере безопасности, и особенно в переговорах с Владимиром Путиным, пишет Financial Times.
Как отмечает издание, с начала украинского кризиса Меркель занимала по отношению к России позицию более жесткую, чем любой ее предшественник. Когда Путин аннексировал Крым, она обвинила его в том, что он руководствуется законом джунглей. В душе Меркель всегда считала Путина говорящим по-немецки сотрудником КГБ, каковым он и был в свое время. Однако публичная откровенность Ангелы Меркель осложняется открытыми разногласиями в немецкой элите по поводу отношения к российскому президенту. Партнеры Меркель по коалиции социал-демократы все еще придерживаются традиционного подхода, известного как Ostpolitik. Деловая элита, для которой Россия – поставщик энергоресурсов, настороженно относится к санкциям.
“Сложное отношение немцев к России, – пишет Financial Times, – вполне понятно. Наследие Второй мировой войны, в которой погибли 20 миллионов русских, не позволяет им более напористо критиковать Кремль. Немецкая политическая элита всегда будет благодарна Москве за то, что та не стала препятствовать воссоединению Германии”.
В статье говорится, что политика Германии всегда основывалась на том, что Россию можно трансформировать экономическими методами. Но эти иллюзии, особенно явные в годы президентства Дмитрия Медведева, уже давно рассеяны: Россия переходит на новый этап, где верх берут реваншизм и национализм. “Европа не сможет проявить лидерство в военной и дипломатической сфере без непосредственного участия Германии. И, как сказал президент Германии Йоахим Гаук, страна не может оправдывать виной за прошлое свою нерешительность в нынешних международных делах”, – отмечает газета.
“И, хотя дипломатические каналы с Россией должны оставаться открытыми, у политической элиты Германии не должно оставаться иллюзий по поводу того, какого типа лидером стал Владимир Путин, – заключает FT. – Россия нарушает фундаментальные принципы послевоенного устройства Европы. Германия не может продолжать это игнорировать”.