Политические новости

Крым – индикатор краха путиномики, – публицист

Сегодня опубликован указ президента России Владимира Путина о ликвидации Крымского федерального округа и присоединении двух аннексированных субъектов федерации "Республики Крым" и "города федерального значения Севастополя" к Южному федеральному округу.

В принципе, событие с точки зрения российской государственно-административной практики – рядовое и никаких особых последствий иметь не будет. Речь, конечно, не идет о ликвидации номинальной автономности указанных субъектов федерации. Номинально они так и останутся субъектами федерации без изменения их положения.

Серьезным ударом это является с другой точки зрения. В российской действительности “столицы” федеральных округов, в которых размещаются штаб-квартиры полномочных представителей президента, являются финансовыми центрами, через которые происходит движение и перераспределение средств для нужд субъектов федерации и муниципального управления в самих регионах. Исходя из этого, у Крымского федерального округа таким центром был Симферополь. Теперь его место занял Ростов, который давно является центром Южного федерального округа.

Теперь все денежные потоки для Крыма и Севастополя будут идти и распределятся через Ростов, который и без этого аккумулировал у себя средства шести субъектов федерации, теперь их стало восемь. А где аккумулируются средства – там в российских реалиях возрастает и коррупционная рента, без которой в России вообще ничто не функционирует. Фактически крымских и севастопольских чиновников лишили прямого доступа к привычной им коррупционной ренте. Коррупционная рента – это, можно сказать, краеугольный камень путиномики Великого Паханата, которым и является луто-, плуто- и клептократичный режим России, сочетающий в себе все эти три составляющие одновременно.

Немного, наверное, стоит напомнить о том, почему именно так обстоят дела в России. Начнем с лутократии – как известно, такой режим характеризуется сосредоточением власти в руках ограниченного числа главарей криминальных сообществ, полностью контролирующих, как позитивную, так и негативную экономику, экономику не производящую общественно-полезного продукта. Известно, что верховная власть в России в рамках вертикали безответственности принадлежит лично Владимиру Путину, остальные лица во власти либо связаны с ним “общекорпоративным интересом”, либо полностью лояльны его власти на местах.

К этому тесно примыкает плутократия, которая характеризуется весьма ограниченным числом людей, владеющих львиной долей национального богатства. Так, на 110 топ-олигархов России приходится треть национального богатства, или по 11 млрд долларов на каждого из них. Еще около 133 тысяч человек обладают состоянием свыше 1 млн долларов, при этом по последним соцопросам 41% россиянам не хватает средств на еду и одежду, не говоря уже обо всем остальном. Основное и характерное отличие плутократии от нормального капитализма – глубокая инкорпорированность “бизнеса” в государственные структуры, срастание чиновничьего и бизнес-сообщества в единую структуру, в которой не существует конкуренции, а только лишь распределение государственных финансовых средств и ресурсов в соответствии со степенью лояльности.

При нормальном капитализме – капитал старается как можно дальше держаться от государства, пример этого – существование офшорных структур у многих мировых экономических лидеров среди транснациональных компаний: Apple, General Electric, Microsoft, IBM, CISCO, Oracle, Google и многих других. Офшоры тут не всегда связаны с оптимизацией налогов, дело тут в оптимизации бизнес-процессов с правовых, управленческих, логистических и других аспектов ведения бизнеса. В России ничего это нет – офшоры понимаются именно как средство уклонения от налогов, сокрытия доходов, выскакивания из правового поля государства. Никакими задачами оптимизации там и не пахнет, капитал скорее напоминает клад, припрятанный на “черный день”, чем полноценно работающий ресурс.

Последняя составляющая российского уклада жизни это клептократия – практически безнаказанное разворовывание денежных средств и природных ресурсов. Это один из столпов функционирования российской путиномики. Как иногда грустно шутят – “чему их учили в советских партшколах, такой капитализм они себе и построили”. Казнокрадство – наше все!

Не стоит говорить, что все эти составляющие путиномики лишают Россию не только возможности жить “здесь и сейчас”, но и уничтожают хоть какие-то ресурсы для будущего развития. С этой точки зрения Россия обречена даже без санкций. Санкции явились только катализатором этих процессов.

Уже сейчас в России наблюдается ряд катастрофических провалов, о которых специалисты предупреждали еще 15 лет назад, делающих невозможным какое-либо развитие страны даже при смене политического курса или изменении самого государства.

Первое, что сразу же бросается в глаза – это тотальная технологическая отсталость, неспособность производить конкурентоспособную продукцию. Как следствие этой отсталости – наблюдается деградация науки и образования, особенно усиленная “утечкой мозгов”, как внешней, так и внутренней, что даже более печально, потому что оголяет целые отрасли инженеринга и науки, в конечном итоге они потеряны для российской экономики…

Все это вместе порождает еще ряд катастрофических следствий. Технологическая отсталость приводит к нарушению безопасности жизнедеятельности населения России, а в совокупности с казнокрадством на всех уровнях – к вполне реальным жертвам. Например, недавно стало известно о вспышке чумы на Алтае, а следом – эпидемия сибирской язвы на Ямале. Все это следствия технологического отставания, особенно с учетом регулярности таких явлений за последние четверть века – это неспособность мониторить и проводить противоэпидемическую профилактику, что очень характерно для отсталых стран.

Даже в вопросах обеспечения обороноспособности Россия демонстрирует полную провальность своих реформ за последние годы. Как пример – практически повсеместная оголенность российских границ, отсутствие комплексных мер по их защите. В результате Россия начинает лихорадочно передислоцировать свои части в приграничные зоны, особенно вдоль западной границы, где в 90-е и нулевые сворачивалось военное присутствие и целые регионы были без военных частей. Да, могут возразить, что поменялась сама концепция, что теперь “вокруг одни враги”, но тем не менее – очень показательно и очень хорошо оценивает проведенные военные реформы. Россия не готова к обороне даже своих границ! Собственно, это обстоятельство снижает военную активность России против Украины. Хотя, тут конечно еще одна причина: Россия не стремится захватить Украину, она старается превратить ее в серую криминализованную и вечно социально бурлящую серую буферную зону между собой и Европой.

Возвращаясь к теме Крымского федерального округа, можем утверждать, что перед нами индикатор, свидетельствующий о всеобщем провале путиномики. А в первую очередь – исчерпании ресурсов и отстранении чиновничьей братии от возможности получать коррупционную ренту прежде всего в самом Крыму и далее по цепочке до самой Москвы…

innika