Кремль может попытаться организовать Украине «мир» по сценарию Южной Осетии, пишет на портале НВ содиректор программ внешней политики и международной безопасности центра Разумкова Алексей Мельник.
С 23 января в Украине будет работать оценочная миссия ООН для изучения ситуации в Донбассе о возможности размещения миротворческой миссии на востоке Украины. Пригласил миссию постоянный представитель Украины при ООН Владимир Ельченко.
Конечно, хотелось бы дождаться хотя бы предварительных результатов работы этой миссии – то, что они скажут о возможности отправки в Украину миротворцев, будет очень важно для страны. Когда такая предварительная оценка появится, можно будет строить более-менее точные прогнозы, поскольку на сегодняшний день перспективы разворачивания полноценной миротворческой миссии кажутся мне практически близящимися к нулю.
Тем не менее, сам факт того, что оценочная миссия была направлена в Украину – уже позитив.
Но окончательное решение того, какой должна быть миротворческая миссия, каким будет мандат, численность сил, да и решение о разворачивании миссии будет приниматься Советом безопасности ООН, где у России, как известно, есть право вето. Это может стать основным препятствием появлению миротворцев ООН в Украине.
Есть и еще одна опасность, связанная с темой миротворческой миссии. Разумеется, Россия не допустит (или, по крайней мере, попытается не допустить) принятия любых шагов, угрожающих разрушить планы, которых она пытается достичь за счет конфликта в Донбассе.
И ситуацию следует оценивать в первую очередь с этой точки зрения: будет миссия направлена на урегулирование конфликта или же на то, чтобы Россия достигла своих целей. И здесь есть ключевая угроза: РФ может в определенный момент предложить свою миротворческую миссию. Сделает она это в момент, когда приложит максимум усилий, чтобы ООН сложила руки.
И если кого-нибудь интересует, как события будут развиваться дальше, есть яркие примеры Приднестровья и Южной Осетии. Вот так может решиться вопрос, если Россия убедит всех «дайте нам, мы организуем мир». И «мир» в лучшем случае будет по примеру Южной Осетии.