Политические новости

Кремль парадоксальным образом усилил Запад, – мнение

Если бы не старания российского президента, то такой мощный оборонительный альянс как НАТО все еще переживал бы кризис идентичности, решая, куда же направить свои силы.

Специальный корреспондент Newsader Виктор Денисенко принес с брюссельских полей информацию о том, что НАТО объявило Москве негласное предупреждение о готовности применить Пятую статью в случае, если Россия и далее продолжит совершать кибератаки против европейских и американских структур.

Поездка в Брюссель и общение с рядом чиновников Европейского Союза и НАТО позволила мне лишний раз убедиться в верности своего предположения: Кремль своими параноидальными стараниями, истерикой и усилиями по выстраиванию конфронтационной политики в отношении Запада сумел разбудить Европу. Москва так долго кричала про цивилизационное противостояние и враждебные настроения западнее своих границ, что в результате добилась своего и обратила свои фобии в реальность.

Владимир Путин в этом смысле напоминает гетевского Мефистофеля, который утверждал: “Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”. Остается только констатировать: если бы не старания российского президента, то такой мощный оборонительный альянс как НАТО все еще переживал бы кризис идентичности, решая, куда же направить свои силы. Без агрессивного Кремля Европе было бы труднее ценить те аспекты, которые на сегодняшний день являются основополагающими для ее существования (свободный рынок, либеральная демократия, права человека и т. д.).

Агрессивная политика Кремля дала сильный пинок Европы, выведя ее из сонного блаженного состояния. Единственное, чего Москва, по-видимому, не предполагала — это то, что Европа (и шире — Западный мир) от пинка не только проснется, но и начнет активно действовать, изыскивая способы приструнить распоясавшегося диктатора большой несчастной страны.

Во время поездки в Брюссель на журналистский семинар, посвященный проблемам безопасности, мне удалось отметить целый ряд примечательных моментов. Во-первых, в глаза бросается единство так называемой европейской бюрократии и НАТО. Не случайно столица Бельгии является формальным центром обоих упомянутых геополитических объединений. На сегодняшний день Западный мир сталкивается с двумя основными угрозами, которые обозначены довольно четко — это терроризм и Россия. Тут невозможно не отметить антизаслугу Путина, добившегося того, что имя страны, которой он правит вот уже почти два десятка лет, звучит через запятую с ИГИЛ.

При этом сложно сказать, которая из двух угроз вызывает большую головную боль у европейцев. С одной стороны, терроризм понятная и осязаемая опасность — хотя, опять же, на востоке Украины Кремль поддерживает структуры именно террористического толка. С другой стороны, Россия становится символом скрытой агрессии. Москва использует так называемые “неконвенционные методы”, пытаясь атаковать цифровую инфраструктуру (деятельность кремлевских хакеров) или же ведя “борьбу за разум” (как в свое время определил информационную войну украинский ученый Георгий Почепцов). На сегодняшний день в Европе все эти угрозы признаны реальными и требующими того, чтобы на них реагировали.

Особо хочется поздравить Путина с тем, что, как мне подтвердили источники в НАТО, кибернетическая безопасность теперь признается в альянсе в качестве области, на которую распространяются принципы пятой статьи договора о коллективной безопасности. Отныне страна, применяющая кибероружие против государства, входящего в НАТО, рискует своими действиями вызвать ответную реакцию всего альянса. Конечно же, все еще остается тайной, где в данном случае проходит красная линия и каким будет ответ НАТО на ее пересечение — виртуальным, или же военным (иными словами — будут ли в ответ на кибератаку бомбить хакерские центры?). Мои источники не смогли (или же не пожелали) это разъяснить, но существование самой красной линии признано, так что Кремлю стоило бы серьезно задуматься.

Проблемы могут возникнуть у Москвы и в связи с ее пропагандистскими играми. Раздражение от них в Европе заметно выросло. В этом смысле на Западе все чаще начинают называть вещи своими именами. Как в разговоре отметил другой мой источник (близкий к европейскому страткому, действующему при Европейской службе внешних дел), также пожелавший остаться неизвестным: то, что новый президент Франции Эммануэль Макрон открыто назвал “RT” и “Sputnik” “органами лживой пропаганды”, стало важным шагом вперед. На самом деле функция упомянутых псевдо-СМИ не была секретом и ранее, однако после слов президента Франции не осталось места и даже причин для экивоков. Главным пропагандистским агентам Кремля в мире было указано их место.

По утверждению Директора Комитета обороны и безопасности Парламентской ассамблеи НАТО Этана Корбина, Франция во время президентских выборах учла горький опыт США, связанный с подозрениями во вмешательстве Кремля в американские выборы. Эту мысль Корбин высказал во время эксклюзивного комментария, данного специально для портала Newsader. По мнению Корбина, именно американская история открыла глаза французам и во многом обеспечила сплоченную поддержку Макрону, а откровенный флирт с Путиным ожидаемо пошел не на пользу Мари Ле Пен .

В Европе также все более четко осознают механизмы, которые задействует российская пропаганда и, конечно же, ее конечную цель. Корбин подтвердил, что действия Кремля фактически рассматриваются в терминах “постправды”.

“Россия старается внести путаницу. Понятие правды является определенным якорем для общества, позволяющим ему сохранять стабильность, а Кремль хочет вырвать этот якорь из почвы. Это может привести лишь к одному — дестабилизации общества”, — акцентирует Корбин.

Можно отметить, что осознание реальности угрозы и того, как она возникает, является важнейшим шагом для формирования иммунитета против нее. Европа уже сделала этот шаг. В этом ей помогли “распятые мальчики” и “изнасилованные Лизы”.

Таким образом, своими действиями Кремль парадоксальным образом усиливает западный мир. Надо отдать должное Кремлю и его способности влиять на реальность. Он действительно умеет это делать. Вот только эта рукотворная реальность оказывается совершенно губительной для него.

rebrov