Почему решение совета итальянского региона Венето стало темой официозных российских СМИ, но его не заметили ни в мире, и едва — в Италии
Вечер 18 мая отметился громкой новостью: «В Венеции признали Крым частью РФ и выступили за отмену санкций». В фокусе отечественных СМИ оказалось голосование в Совете итальянского региона Венето.
«24 депутата из 51 выступили с законодательной инициативой: рекомендовать правительству Италии начать процедуру отмены санкций и признать Крым российским», — рассказал зрителям телеканал НТВ. Объяснить мотивы решения итальянских парламентариев взялось РИА Новости: «Совет Венето отмечает негативное влияние санкций, из-за которого итальянский экспорт потерял 3,6 миллиардов евро. От введения запретов на торговлю с Россией такие области, как Ломбардия, Эмилия-Романья и Венето понесли наибольшие потери, поскольку более 72% от снижения экспорта в Россию пришлось именно на эти три региона».
Свое заявление сделал российский МИД устами официального представителя Марии Захаровой: «Голосование в региональном Совете Венето — это только начало», — подчеркнула она. Правда, каким будет продолжение, говорить не стала.
Последним высказался глава Крыма Сергей Аксенов, назвавший случившееся «информационным прорывом».
Но прорвало, кажется, только в России.
Центральная итальянская пресса не отреагировала на голосование в Венеции вообще. Публикации сделали три небольших издания: Il Gazettino, Corriere Del Veneto и Il Fatto Quotidiano. Il Gazettino половину своей заметки посвятило российскому ажиотажу, признав, что его, конечно, «можно понять». Corriere Del Veneto взял комментарий у губернатора Венето Луки Зайя, который сказал, что не стал бы придавать решению местного парламента слишком большого политического значения. Il Fatto Quotidiano — газета сатирическая — и вовсе написала: «Венецианский парламент выступил против Брюсселя и ЕС в красивой компании Северной Кореи, Зимбабве и Сирии».
Почему же событие, так обсуждаемое на 1/9 части суши, не вызвало никакого ажиотажа на Апеннинах?
— Резолюция Регионального совета Венето не имеет никакой юридической силы, — объясняет итальянский журналист Рафаэлло Лорето. — Согласно законам Италии, Consiglio Regionale не наделен даже полномочиями советовать парламенту и правительству страны принять то или иное решение по внешнеполитическим вопросам.
Нулевую юридическую силу принятого в Венеции решения подтвердил и посол ЕС в России Вигаудас Ушацкас, и даже один из голосовавших за резолюцию депутатов Лучано Сандона.
В распоряжении «Новой газеты» оказался и сам текст резолюции. И вот любопытный факт — решения о признании Крыма российским в этом документе нет. Есть только призыв: «Региональный Совет Венето призывает правительство Италии осудить международную политику Европейского союза в отношении Крыма и требует признать волю, выраженную в парламенте Крыма и народом Крыма путем референдума».
— У Совета Венето нет полномочий принимать решения по международным вопросам. Вся их компетенция — внутренние проблемы региона, — говорит Рафаэлло Лорето. — Поэтому говорить о признании Крыма Венецией — неверно.
Резолюцию № 15 «О признании права крымчан на самоопределение» вынес на рассмотрение парламента Венеции депутат от партии «Лига Севера» Стефано Вальдегамбери — «друг России», в апреле побывавший на Ялтинском международном экономическом форуме, где лично встречался с Сергеем Аксеновым. Документ поддержали представители партий «Вперед, Италия!» и «Список Дзайи». Все эти партии в Италии считаются правопопулистскими: чего стоит только идея «Лиги Севера» о выходе северных регионов из-под юрисдикции Рима, с которой партия блестяще проваливается на выборах с 1996 года.
Резолюция получилась под стать партийной репутации.