Политические новости

Кто контролирует президента, – экс-вице-премьер-министр Олег Рыбачук

Как ожидать, что страна добьется успеха, если нас совершенно не заботит вопрос, кто нами руководит и за что мы их содержим?

За два года после Майдана система власти в Украине осталась нереформированной: в идеале имени нашего президента не должно было быть в панамских списках и, более того, мы не должны были выбирать президента, который гарантированно создаст нам проблемы на международном уровне. Такого не должно быть – и это уже вопрос к нам как избирателям.

Сейчас страна отчаянно нуждается в том, чтобы естественное желание украинцев жить, как в Европе, исполнялось нашим политическим классом. Я обратил внимание на интересный тренд, депутаты из провластной коалиции любят, улыбаясь, повторять: «Вы – гражданское общество. Вы должны нас контролировать. Вам нужно тщательнее изучать законы». Хочется ударить, когда слышишь такое.

Ведь прямая обязанность президента, правительства и политиков, которых мы выбираем в парламент – принимать законы и воплощать выбранный народом европейский путь, а не указывать, что еще должно делать гражданское общество, которое и так является активным, жертвенным и проевропейским. Это верх цинизма.

Политик получает зарплату из наших налогов, в отличие от гражданских активистов. И, когда видишь эту глумливую усмешку – а я не новичок на Печерских холмах и знаю, что контролировать процессы, происходящие в Раде, общество не может: это просто красивая фраза.

Чтобы избавиться от этого тренда, нужно начать с головы. Выбирая президента, нужно четко понимать, что от него требуется – ведь нельзя нанять на работу человека, платить ему зарплату, содержать огромный штат, давать ему право представлять Украину, но при этом отказываться объяснять его обязанности.

У нас нет закона о президенте. После Панамского скандала в Исландии премьер подал в отставку, в других странах заявили о начале расследований. Что слышим мы? Прокуратура не имеет оснований и не может даже посмотреть, что происходит с этими офшорами. Национальное антикоррупционное бюро также не имеет права расследовать деятельность президента. Иными словами, политика, который стоит во главе государства, как выясняется, никто не может контролировать. Нет закона о президенте, нет закона об импичменте, не существует комиссии, которая могла бы заниматься расследованием, нет специального прокурора. Это недопустимо.

Как ожидать, что страна добьется успеха, если нас совершенно не заботит вопрос, кто нами руководит и за что мы их содержим? Если мы не требуем, чтобы президент четко знал, чем он должен заниматься, не контролируем правительство, не прописываем четких правил игры, мы ничего не достигнем.

Каким образом нужно сейчас действовать? Через изменения в Конституцию и изменение общественного договора. Это, конечно, лишь механизмы. Но если большинство украинцев вместо того, чтобы развлекаться с шинами и писать в Facebook списки односельчан, которые могли бы лучше справиться c ролью президента, инициирует общественную дискуссию относительно того, какая нам нужна республика – парламентская или президентская – шанс есть.

Сейчас в Украине действует искаженная система, которая не позволяет нам быть успешными. И этой проблемой следует заняться – в противном случае у меня есть опасение, что мы уверенно идем к досрочным выборам.

rebrov