Политические новости

Районы Донбасса признаны оккупированными. Что теперь?

Чтобы закон не остался простой декларацией, нужно решиться на прекращение экономических отношений с РФ и приостановку дипломатических.

Об этом рассуждает Алексей Мельник, содиректор программ внешней политики и международной безопасности центра Разумкова.

Признание отдельных районов Донбасса оккупированными – не просто уместный шаг. Это решение, которое запоздало как минимум на восемь месяцев. Территория, о которой идет речь, была оккупирована РФ уже в августе прошлого года – во время первого массового вторжения российских войск в Украину. Если бы Порошенко объявил эти территории оккупированными во время своей речи на параде в честь Дня Независимости, это было бы действительно сильное и своевременное решение. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.

Конечно, если бы Донбасс признали оккупированным еще в прошлом году, до первых Минских соглашений, это сняло бы целый ряд проблем – РФ не смогла бы обвинять Украину в том, что та не обеспечивает мирное население этих территорий. Не возникало бы вопросов, рассматривать этот конфликт как внутренний украинский или же как войну с Россией. Список можно продолжать до бесконечности – куда легче было бы использовать конвенции, касающиеся прав военнопленных, да и в будущем при обращении в международные суды это нам помогло бы.

Я боюсь, что за этим решением не будут сделаны следующие шаги. Мы уже наблюдали подобное, когда Верховная Рада проголосовала за признание России агрессором, но после этого, возникает ощущение, в этом направлении ничего больше не делалось. Разве что на региональном уровне – местные советы голосовали за то, чтобы поддержать решение ВРУ. Но прогресса относительно признания России агрессором на международном уровне так и не последовало.

Сейчас тоже есть угроза, что мы приняли решение, но не продумали стратегию его дальнейшей реализации, и в результате только дадим противнику повод для оправдания своих агрессивных действий.

Хотя я думаю, что проводить параллели между этим решением и факторами, которые влияют на эскалацию конфликта, не стоит. Принятый Верховной Радой закон противник может использовать как повод к новому наступлению – это верно; но истинные причины эскалации и деэскалации конфликта кроются за пределами Украины. Решение о наступлении будет приниматься в Кремле, и начнется новая атака тогда, когда Путин посчитает это уместным.

Возвращаясь к принятому закону, то, чтобы он не остался простой декларацией, нам нужно предпринять следующие шаги: добиться того, чтобы большинство наших международных партнеров признало агрессию Российской Федерации (пусть и совершаемую гибридными методами) и согласилось с тем, что территории Донбасса являются оккупированными. Потому что Россия сделает все, чтобы и дальше безнаказанно валять дурака и утверждать, что она не является стороной конфликта. Кремль никогда не признает себя агрессором – не нужно быть наивными. Но россиян должны поставить перед фактом: «Независимо от ваших заявлений, вот реальная картина происходящего».

Если этот шаг будет успешным, в дальнейшем можно будет говорить о том, что, поскольку территория оккупирована, абсолютно нелогично требовать от Украины продолжать платить за газ, который там используется, или же поставлять на эти территории электричество. Можно будет поднять на совершенно новый уровень вопрос прав человека – привлечь международные организации, которые будут действовать на этой территории, фиксировать все нарушения и направлять обвинения уже конкретно России, а не боевикам.

Но для принятия таких решений нужны политическая воля и смелость, потому что это автоматически вызовет и ответные шаги со стороны РФ. Нужно быть готовыми к прекращению экономических отношений и приостановке дипломатических. Пока что такой решимости я не вижу.

По материалам  НВ
innika