Политические новости

Как выглядит жизнь простого человека в “ДНР”

Разгорелась в сети перепалка - как выглядит жизнь в "ДНР". Вставлю и я свои три копейки. О политике говорить не буду. Это не мое.

Общие впечатления

Жизнь в “ДНР” стабилизировалась в каком-то странном равновесии. Вроде бы его не должно быть, а оно есть. Все, конечно, жалуются на неопределенность, на цены, на тяготы войны, на низкие зарплаты и пенсии; всех раздражает и нервирует стрельба, особенно если она происходит под твоими окнами. Но в целом – появилась некоторая стабильность.

Стабильность эта нарушается время от времени обострениями на фронте. Вспомним последний крупный обстрел начала февраля. Но обострения эти не столь критические, их не сравнить с тем леденящим ужасом, который здесь был в 2014 – 1 пол. 2015.

У многих наше теперешнее положение ассоциируется с туманом. Я думаю, что это неспроста. Мы как парусник в непроглядном тумане: то ли вперед движемся, то ли назад, то ли течение нас несет на рифы, то ли на месте мы стоим. Не видно ориентиров. Если почитать разных блогеров, пишущих о Донбассе, то мы увидим диаметрально противоположные взгляды, что свидетельствует о том, что “за туманом ничего не видно”. Средства массовой информации не разгоняют этот туман, а только нагнетают его.

Население

Донецк нынче – столица. По нему не стоит судить о жизни Горловки и Дебальцево, Шахтерска и Снежного.

Сколько в Донецке народу? Никто не знает. Можно сделать кое-какие выводы по количеству машин.

Это будний день, около 11 утра:


А это уже полдень:

Впрочем, на Золотом кольце и проспекте Садовом народу полно, машин – тоже.

Как видите, машины ездят, трамваи ходят, люди есть. Посчитать их количество не представляется возможным, так как беженцы время от времени в городе появляются, платят за квартиры. Определить заочно, в Донецке живет человек или нет, невозможно. Кстати, приближаются майские праздники, и в город традиционно съедутся все те, кто понауехал.

Зато возможно пересчитать тех, кто получил российское гражданство. Эти-то уж точно жить в Донецке не собираются. Но никто их не пересчитывает, и количество жителей “ДНР”, по данным статистики, почти равняется довоенному.

Еще такое наблюдение. Пошли с мужем убирать на кладбище, смотрим, появился целый ряд новых могил. Обратила внимание, что умирают люди 1950 – 1953 года рождения, то есть те, кто мог бы еще десяток лет пожить, но которых стрессы уложили преждевременно в могилу.

Насчет того, что по улицам Донецка ходят только пенсионеры и дети, а средний возраст отсутствует, не знаю, не замечала. Хотя доля пенсионеров, кмк, возросла, в процентном отношении их стало больше.

Идеология

Общая политизация общества идет на спад.

Жители “ДНР” всю нашу ситуацию ощущают, как временную. Все мы в подвешенном состоянии. Переносится это очень болезненно.

Общая усталость от войны и неопределенности, неуверенность в завтрашнем дне. Жизнь на вулкане изматывает.

Политику люди обсуждают, но в “своих” кучках, поэтому трудно судить, сколько у нас зароссийцев, сколько проукраинцев. Знаю людей, которые за все три года войны не сказали ни одного слова о политике, не дали ни одной оценки текущим событиям. И люди эти очень и очень неглупые.

В ОД “Донецкая республика” настойчиво предлагают вступать, но насильно не загоняют.

А вообще, все мы, независимо от взглядов, очень трепетно относимся к своему городу, до войны такого не было.

Как мы здесь выживаем

А черт его знает, как мы все здесь выживаем. Но каждый как-то пристроился.

1. Бюджетники вовремя получают зарплату. Зарплаты для таких цен недостаточные, конечно, но слава богу, что их платят. 7 тысяч – это уже считается более-менее нормальной зарплатой.

2. Ополченцы тоже стабильно получают свои деньги.

3. Многие уезжают на заработки в чужие края. Есть такие люди и среди моих знакомых. Особенно часто уезжают специалисты и молодежь.

Небольшие, но постоянные доходы поспособствовали тому, что ожила сфера услуг и торговля. Но покупательная способность населения намного ниже, чем до войны.

4. Отдельное слово – о коммунальщиках. Они большие молодцы, обеспечивают наше существование. Коммунальщиков много, средства на ремонты у них есть. Вылетевшие окна в общественных зданиях тут же стеклятся или заделываются фанерой, разбитые коммуникации ремонтируются мгновенно. Частные дома и квартиры латают сами хозяева.

Всем безработным предлагаются работы по благоустройству города. Платят там копейки, но и такая работа помогает людям продержаться.

Крупные промышленные гиганты, приносившие валютную прибыль, пока простаивают. Но пищевая промышленность ожила. Во всяком случае, знакомые названия торговых брендов на прилавках присутствуют. Продукты самой первой необходимости, по всей видимости, дотируются. Это хлеб, крупы, сахар, мука. А вот конфеты, те могут стоить бешеные деньги: и 600, и 700 рэ за килограмм.

Остался низким проезд в транспорте. Трамвай, троллейбус – 3 рубля. Думаю, эта сфера тоже дотируется.

Низкая коммуналка. За счет чего? Не знаю. Но в последнее время стали разносить писульки с требованием погасить долги.

Отдельная отрасль – услуги по связям с Украиной (документы, пенсии, переводы). Отрасль эта богатая, судя по расценкам. Все можно сделать не выезжая из Донецка, но стоить это будет дорого.

Специалистов не хватает. Например, уехали многие врачи.

Блокада

Украинские сыры как лежали на прилавках, так и лежат. Свинина у нас украинская. В Первом республиканском видела недавно шоколадки Рошен. Знаю точно, что даже мебель заказывают в Украине. Как ее провозят в “ДНР” – ума не приложу. Видимо, есть лазейки.

Цены

Сравнение цен на социально значимые продукты питания на рынках г. Донецка от 13.03.2017.

Медицина

С медициной я связана мало. Знаю только, что в больницах стали кормить. Лекарства, как и при Украине, покупает сам пациент. Но бывают случаи, что больница какие-то лекарства предлагает бесплатно. Цены на лекарства: есть такие, которые намного дороже, чем в Украине, есть такие, которые намного дешевле, чем в Украине. Причем в разы. Российские и украинские препараты могут иметь разные названия, это сбивает с толку, особенно людей старшего возраста.

Культурная жизнь

Культурная жизнь кипит. Работают театры, филармония, музеи, проходят выставки. В театр покупают билеты за 2 – 3 месяца до спектакля, в залах полный аншлаг. В цирк вообще трудно пробиться. Билеты в театр недорогие. За годы войны и я раза три была в театре, а вот до кино как-то не дошла. Чего-то разлюбила я фильмы смотреть.

Приезжают с лекциями представители российских вузов. Я, например, побывала на лекции о русской живописи. Зал художественного музея был полон, а зал там немаленький.

Бытовые мелочи

Отправить деньги из “ДНР” в Россию – 3% от суммы перевода. Из России в “ДНР” – 5%, в Украину – 10%

Комендантский час действует, на праздники иногда его отменяют. Рано утром уехать нет проблем. Да и поздно вечером таксюшки все-таки мотаются.

Обмен денег. Говорят, что выгоднее рубли покупать в Украине, а гривны – в “ДНР”. Но я особой разницы не заметила. Может, не так считаю?

Из всех блок-постов самый проблемный – на Майорске. Все его ругают.

Общественный транспорт. Трамвай, троллейбус, гуманитарный автобус – 3 рубля, маршрутки – 8-9 рублей. Билеты можно купить и у водителя, и на крупной остановке в киоске.

По идее, надо ходить всюду с паспортом, но у меня никто никогда в черте города его не спрашивал. Но, правда, я никуда и не езжу.

Через блок-посты без паспорта вы не проедете.

Ходить по городу, фотографировать улицы можно совершенно безопасно. А вот на блок-постах этого делать категорически нельзя, как и звонить по мобильнику.

Украинский язык

Украинский язык изучается, но в очень маленьком объеме. 0,5 часа языка в неделю и столько же литературы. Вообще, украинский изгоняется из всех сфер жизни. (Все дружно считают это перегибом).

Но цветы к памятнику Шевченко 9 марта все-таки возложили. Дикарями выглядеть никому не хочется.

Экономика достойна отдельного поста, писать о ней надо или много, или ничего.

innika