Политические новости

“Друг России” во главе Госдепа США: чем это грозит Украине?

Битва за назначение Рекса Тиллерсона на пост госсекретаря США будет очень сложной. Она покажет сможет ли Трамп "переломить" Конгресс на свою сторону и воплощать в будущем свои амбициозные и далеко идущие планы. В том числе за счет Украины. Об этом пишет эксперт-международник Максим Яли.

Вот и закончилась наконец продолжительная эпопея с выдвижением Дональдом Трампом официального кандидата на пост госсекретаря США. Им стал, как и сообщали, начиная с прошлых выходных, американские СМИ, руководитель компании “Exxon Mobil Corp.”, так называемый “друг России” Рекс Тиллерсон.

К объявлению кандидатуры госсекретаря, с которой Трамп тянул дольше всех ключевых должностей в его правительстве, в Украине было приковано особое внимание. Ведь именно госсекретарь (министр иностранных дел) будет ответственным за осуществление внешнеполитического курса новоизбранного президента США Дональда Трампа. Именно поэтому, наверное, опытный шоумен Дональд Трамп столько времени медлил с этим шагом, держа в напряжении экспертов и политикум как в Соединенных Штатах, так и во всем мире.

Тем более, что за последний месяц в СМИ фигурировало достаточно большое количество имен возможных кандидатов. Первым претендентом еще несколько недель назад американские СМИ называли Митта Ромни – экс-кандидата в президенты США от Республиканской партии в 2012 году. Который, кстати, в ходе предвыборной кампании неплотно критиковал Д. Трампа за его доброжелательное отношение к президенту России В. Путину и намерения улучшить отношения с Москвой. Сам он еще в 2012 году называл Россию “главным геополитическим противником США”. Как я и предполагал ранее, это был только хитрый маневр Трампа, который имел сразу несколько целей.

Во-первых, держать интригу и внимание к своей персоне.

Во-вторых – он не имел заранее сформированной команды в случае победы, как это обычно делают кандидаты в президенты.

В-третьих, это был зондаж общественного и экспертного мнения относительно возможных кандидатов, которых он рассматривал.

В-четвертых, Трамп таким образом пытался продемонстрировать стремление наладить отношения с той частью влиятельного республиканского истеблишмента, которая решительно выступала против его кандидатуры на пост президента США за его противоречивые и скандальные заявления в ходе всей кампании. На что он сам отвечал той же монетой, нередко откровенно оскорбляя влиятельных партийных чиновников и политиков-республиканцев. Это было одной из его технологий, обеспечивших ему поддержку избирателей – отстраниться от Вашингтонского истеблишмента: “Я – не они”.

Однако теперь, уже после победы на президентских выборах, Трампу необходимо заручиться поддержкой как внутри республиканской партии, так и в Конгрессе, ведь все его выдвиженцы в правительство должны пройти еще процедуру утверждения в Сенате США. А потом именно Конгресс будет принимать смету на расходы для реализации его предвыборных обещаний, которых Трамп успел наделать слишком много.

Сейчас уже можно утверждать, что неформальные встречи с Ромни (места которых якобы случайно становились известными журналистам, которые затем публиковали в СМИ фото из ресторанов, где они вдвоем ужинали) имели еще одну цель – отвлечь воображение общественности от постоянных упреков демократов о пророссийской настроенности Трампа из-за его одиозных заявлений о возможности признания аннексии Крыма, конфликта на Донбассе, и многочисленных комплиментов относительно лидерских качеств лично самого Путина. Тем более на фоне обвинений со стороны как Хиллари Клинтон, так и официальных представителей американской разведки во вмешательстве России в процесс выборов в пользу Трампа.

Которые, кстати, еще не закончились. Более того, после докладов представителей ЦРУ в Конгрессе США теперь обнародования имеющейся информации относительно вмешательства в избирательный процесс требуют уже и представители Коллегии выборщиков, которые 19 декабря выносить окончательное решение о победителе президентских выборов.

Однако сейчас речь идет именно об официально выдвинутом Трампом 13 декабря кандидата на должность госсекретаря США Рекса Тилерсона. А именно – какие выводы для Украины об этом уже можем сделать сейчас, учитывая его прошлый профессиональный опыт. А главное из его связей с Кремлем и лично с Владимиром Путиным во время его работы в совместных бизнес американо-российских проектах в нефтяной отрасли.

Ведь в 2013 году президент России Владимир Путин даже наградил Тилерсона Орденом дружбы “за значительный вклад в укрепление сотрудничества в топливно-энергетическом секторе”.

Критики выдвижения его кандидатуры на эту важную должность в Америке предполагают, что назначение Тилерсона госсекретарем подтвердило бы стремление Д. Трампа продвигать на ключевые посты тех, кто мог бы проявлять мягкость в отношении России, против которой Вашингтон во время президентства Барака Обамы ввел санкции за аннексию Крыму и участие в военном конфликте на Донбассе.

И теперь, когда это официально произошло, следует признать, что эта критика имеет более чем достаточно оснований. Особенно если учитывать, что на пост советника по национальной безопасности Трамп ранее выдвинул еще одного одиозного кандидата, благосклонно относящегося к России и режиму Путина. А именно – бывшего руководителя разведывательного управления Пентагона, генерала в отставке Майкла Флинна. Как известно, американский генерал в прошлом году (причем не бесплатно) принял участие в торжественном ужине по случаю празднования юбилея речи главного пропагандистского канала Кремля “Russia Today”. И даже сидел рядом с президентом В. Путиным.

Его выдвижение на должность советника Трампа по национальной безопасности для Украины стало очень тревожным сигналом в контексте опасений стремления Трампа улучшить отношения с Кремлем за счет интересов Украины.

А теперь, когда он, несмотря на серьезную критику со стороны представителей обеих партий в Конгрессе и вне его, все же выдвинул кандидатуру Тиллерсона на должность госсекретаря, эти беспокойства могут перерасти в воплощение того негативного сценария для Украины, о котором я писал ранее.

Однако хочу подчеркнуть, что еще не время “посыпать голову пеплом” и в отчаянии ждать того времени, когда Трамп вступит в должность президента США 21 января и сразу же “сольет” Украина в обмен на сотрудничество с Россией в Сирии. А потом еще и признает аннексию Крыма, отменив вместе с этим антироссийские санкции.

Ведь все кандидаты в правительство Трампа должны еще пройти согласование в Сенате Конгресса США, для чего им необходимо заручиться поддержкой большинства сенаторов.

При этом не только среди представителей Демократической партии в Конгрессе достаточно антагонистов стремления Трампа улучшить отношения с Россией за счет Украины. Достаточно большое количество сторонников Украины есть и в Республиканской партии, которые считают недопустимым идти на сближение с Кремлем для реализации других, даже более важных для Соединенных Штатов задач. А именно урегулирование конфликта в Сирии согласно его программы является главным приоритетом Трампа в области международной безопасности.

Так, еще на прошлой неделе группа из 27 сенаторов, представляющих обе ведущие партии США, написала письмо Дональду Трампу, призвав его занять жесткую позицию в отношении Москвы.

Как свидетельствует выдвижение Тиллерсона на пост госсекретаря во вторник, это письмо Трампа не особо впечатлило.

А председатель сенатского комитета по вооруженным силам республиканец Джон Маккейн (давний критик Путина и сторонник Украины), сказал в интервью на телеканале “Fox News”, что не знает о характере взаимоотношений Тиллерсона с Путиным, но “обеспокоен” этим вопросом. То же самое заявлял недавно и другой влиятельный сенатор-республиканец, который был одним из главных конкурентов Трампа на праймериз Респубилканськои партии – Марко Рубио.

Поэтому, с моей точки зрения, самой сложной задачей для Тиллерсона во время предстоящей процедуры своего утверждения на должность в Сенате США будет убедить сенаторов в отсутствии персонального конфликта интересов и способности, будучи длительное время тесно связанным с Москвой, отделить корпоративные интересы от государственных.

Ведь компания “Exxon”, которую он возглавляет, понесла огромные потери из-за антироссийских санкций со стороны США и ЕС из-за аннексии Крыма, которые по подсчетам экспертов составляют примерно $1 млрд.

И если Тиллерсон займет должность госсекретаря, а затем будет выступать за отмену санкций против России, его компания однозначно получит финансовую выгоду от этого шага.

Поэтому, наверное, это и будет главным орудием критики сенаторов-демократов на предстоящих слушаниях в Сенате. А учитывая тот факт, что среди сенаторов-республиканцев уже есть по крайней мере несколько противников его назначения, а всего у республиканцев сейчас 52 представителя в Сенате, то шансы на то, что Тиллерсон не пройдет процедуру утверждения остаются достаточно большими.

В любом случае битва за его назначение будет очень сложной и крайне показательной. Она покажет сможет ли Трамп “переломить” Конгресс на свою сторону и воплощать в будущем свои амбициозные и далеко идущие планы. В том числе за счет Украины.

regional