Спецподразделение "Беркут" при штурме демонстрантами здания администрации президента показало себя в высшей степени непрофессионально
Именно из-за их действий пролилась кровь граждан и дестабилизировалась ситуация в стране, считает генерал армии Украины, экс-командующий внутренними войсками МВД Украины Александр Кихтенко.
“Бойцы Беркута превысили полномочия – спецназ не имеет права бить людей по уязвимым местам: голове, ключицам, животу, промежностям. Кроме того, они подставили солдат срочной службы, выставив их как мишень. Хотя, по закону, внутренние войска должны находиться в резерве, пока милиция работает, и применяться только в том случае, если не справляется милиция. Непрофессионализм действий милиции, подтверждает то, что пролилась кровь граждан и дестабилизировалась ситуация в стране. В 2004 (во время оранжевой революции) и 2007 году (роспуск Верховной Рады) этого удалось избежать, хотя попытки втянуть внутренние войска в реализацию силового сценария были”, – считает генерал.
По его словам, при штурме здания администрации президента произошла очевидная провокация. Согласно инструкциям, при проведении подобных спецопераций по соблюдению общественного порядка, должна была сработать так называемая группа извлечения, которая выявляет активных провокаторов и затаскивает их за “стенку”. После этого, нарушители доставляются в автозаки, и передаются следователям.
“Потенциально в ситуации на Банковой, когда демонстранты попытались прорвать оцепление милиции, используя железные прутья, камни и т.д., это могло быть расценено, как угроза жизни сотрудникам правопорядка. В этом случае мог быть отдан приказ о применении огнестрельного оружия. Но не думаю, что сегодня найдется тот, кто возьмет на себя смелость отдать такой приказ. Если при проведении операции были применены спецсредства, сотрудники должны доложить рапортом начальнику о причинах их использования. Тот, в свою очередь, должен уведомить прокуратуру, которая определяет правомерность применения таких средств. Этот механизм позволяет выявить и наказать виновных за неправомерные действия под администрацией президента.
Вряд ли сейчас станут использовать и спецтехнику – БТР, БРДМ, или водометы. Во-первых, они применяются только при проведении спецопераций, но не при охране общественного порядка. Например, для ликвидации массовых беспорядков, или для освобождения захваченных админзданий. Во-вторых, водометы сейчас применять нельзя – они технически не сработают, так как используются при температуре выше +5 градусов.
Среди средств активной обороны сотрудников милиции: резиновая палка (ПР), наручники, средства для связывания, слезоточивый газ, светозвуковые и шумовые устройства (Заря, Пламя). Также могут применяться устройства для принудительного вскрытия помещений “Ключ” и “Импульс”: это накладки с взрывчатым веществом направленного действия.
Также в таких операциях применяются секретные комплексы, которые обеспечивают радиоразведку, подавление помех на определенных радиочастотах (фиксируют местоположение людей, переговоры).
По моему мнению, если на улицы вышли более 100 тыс человек, никакая техника и спецредства не помогут и не будут эффективны. Играет большую роль психологический фактор. Кроме того, третья часть личного состава внутренних войск – это солдаты срочной службы, которые не подготовлены должным образом.
Опасна также ситуация с захватом Киевсовета. Митингующие создали предпосылки для проведения спецоперации. Но для введения режима чрезвычайного положения оснований все равно нет. Чтобы ввести чрезвычайное положение в стране, кроме решения президента, необходимо согласие Верховной Рады. В этом случае вводятся ограничения для передвижения граждан, создаются военные комендатуры, устанавливается комендантский час, вводится цензура для СМИ, запрет на проведение собраний и митингов, патрулирование улиц”, – рассказал Кихтенко.