Европейский центр Карнеги опубликовал комментарии ведущих экспертов относительно дальнейшего развития агрессии России в Украине и за ее пределами.
«Россия готовилась к этому (нынешней эскалации на Востоке – Прим. ред.) месяцами, свозя оружие и технику. Возможно, что наиболее вероятный сценарий заключается в том, что Россия ставит целью дестабилизировать как можно большую часть Украины, включая использование взрывов в разных городах», – говорит Ян Бонд, директор исследований международной политики в Центре европейских реформ.
«Перед Путиным небольшой выбор. Путин может угрожать изменить маршрут поставок российского газа с украинского на турецкий, но это повредит репутации России, как экспортера, и еще больше ударит по экономике страны. Есть еще силовой вариант, но новые военные маневры России уже могут получить другой ответ на Западе. Так, работает миссия НАТО по воздушному патрулированию в Балтике, Объединенные силы быстрого реагирования и другие мероприятия призваны обеспечить безопасность восточных союзников НАТО. Российские провокации легко могут привести к случайным конфронтациям», – убежден Роб де Вийк директор Центра стратегических исследований в Гааге.
«Единственный способ противодействовать российским и локальным попыткам эскалации – не отвечать их же методами. Это было бы непростым решением для властей Украины, но это единственный вариант, который может сократить количество жертв и подготовить почву для мирных переговоров», – считает Гвендолин Сасс из Центра Карнеги Европа.
«То, пойдет ли Путин на эскалацию, зависит от сопротивления, которое ему будут оказывать Украина, Евросоюз и США. Лидер российской оппозиции понятно объяснил изданию Le Monde, что если бы не санкции, российские войска уже были бы в Одессе. Запад должен давить на Путина, если стремится сдержать его», – отметил Ульрих Шпек, также из Центра Карнеги Европа.
Анжела Стент, директор Центра евразийских, российских и восточно-европейских исследований тем временем замечает: «Похоже, что цель-минимум России – это создание замороженного конфликта на востоке Украины, из расчета, что Евросоюз в конце концов воспримет это как новую «норму». Но может быть, что в случае резкого ухудшения в экономике, Кремль пойдет на обострение, чтобы улучшить свою поддержку со стороны россиян».
«Путин с начала кризиса считал, что Запад слаб, вырожден и разделен. Он до сих пор считает, что и Германии, и Европы не хватит надолго. Регион ждет тяжелый год, лучшее, что может быть, – сохранение статус-кво, но есть высокие шансы, что Россия начнет гибридную войну», – говорит Стивен Забо, исполнительный директор Трансатлантической академии.
Константин фон Эггерт, ведущий радио «Коммерсант FM»: «Путин верит, что Порошенко в конце концов попросит о какой-то договоренности. Тогда, по расчетам Путина, он сможет диктовать условия: восстановление внеблокового статуса Украины, предоставление автономии подконтрольным сепаратистам территориям и право вето для них на решения общенационального значения, как то вступление в НАТО, или отношения с Евросоюзом. Но пока Порошенко не проявляет слабости. У него собственные цели и он не хочет быть обвиненным в измене. Похоже, что ситуация зашла в тупик».
По мнению Евгения Воробьева, аналитика Польского института международных дел, для «лечения» россиян от пропаганды надо искать новые методы воздействия.
«Чтобы отвлекать российских телезрителей, понадобится что-то новое, – говорит он. – Это может быть новая серия шоу «Новороссия», но могут быть и кризисы в других местах. Не похоже, что Кремль отказался от использования силы в качестве прелюдии к дипломатическому давлению. Единственное, что может сдержать Россию – это перспектива новых санкций».