Окружение Владимира Путина можно рассматривать как аналог советского Политбюро. Но, в отличие от реального Политбюро, это не формальный руководящий орган, а скорее метафорический образ, условный клуб.
Агентство Minchenko Consulting опубликовало очередной доклад о «путинском политбюро». Такие исследования появляются регулярно (последнее вышло год назад) и всякий раз становятся предметом широкого обсуждения. Совмещая давние традиции «кремленологии» с современными исследовательскими технологиями, эксперты изучают изменение баланса сил вокруг Кремля, дают оценки и делают прогнозы. Они рассматривают окружение Владимира Путина как аналог советского Политбюро. Но, в отличие от реального Политбюро, это не формальный руководящий орган, а скорее метафорический образ, условный клуб, членство в котором определяется самими экспертами. Znak.com выбрал самые интересные места из отчета о последнем исследовании, которое аналитики Minchenko Consulting закончили буквально на днях.
Прежде всего, если вы всерьез интересуетесь происходящим в политическом истеблишменте, мы рекомендуем вам прочитать целиком сокращенную версию доклада «Политбюро 2.0: демонтаж или перезагрузка?» и изучить презентацию проекта. Это довольно большие документы, но они стоят вашего внимания. А если у вас нет времени или желания погружаться так глубоко, мы выписали самое важное и интересное:
1. «Крым наш» все еще работает. «Несмотря на турбулентность, заданную российской экономике извне (финансовые санкции и падение цен на углеводороды), внутриполитическая инерция «Крымского консенсуса» сохраняется», — пишут эксперты.
2. Еще до выборов вокруг Кремля началась перегруппировка сил. Происходят серьезные кадровые изменения в администрации президента, губернаторском корпусе и отчасти в правительстве. Обострилась внутриэлитная борьба в силовых структурах (вспомните дело Захарченко и другие). Произошло значительное изменение состава Госдумы — не только в смысле персоналий, но и с точки зрения отраслевого и кланового представительства.
3. Конкуренция в элите обостряется из-за нескольких факторов. Это дальнейшее сокращение ресурсов (ведь нынешняя модель появилась, когда количество ресурсов только росло); проблемная внешняя конъюнктура, предстоящие выборы президента и «нежелание Владимира Путина становиться заложником своего окружения».