Политические новости

Почему в Украине невозможен свой Путин, – политолог

Угроза монополизации власти в стране преувеличена. Блок Порошенко - довольно неоднородный политический феномен, и внутри него уже намечается гражданская оппозиция.

Согласно внутренней социологии АП, президентская сила может набрать до 40% на предстоящих выборах. Мне кажется это вполне реально: Блок Порошенко занял прочную центристскую нишу и, фактически, является монополистом в этой нише. За него могут проголосовать и умеренные сторонники Майдана, которые хотят более-менее мирного выхода из кризиса, и часть нейтрально настроенных избирателей востока и юга, которые выступают за мир , а также те, кому Порошенко и его партия представляются умеренной альтернативой.

У противников и критиков Минских соглашений и мирного процесса на Востоке тоже много сторонников: в целом они могут получить около 40%. Но эти проценты нужно разделить на 5-6 политических сил, каждая из которых получит 7-8%, отсюда такой разрыв в социологии.

Если Блок Порошенко наберет по спискам около 150 депутатских мандатов, то достаточно еще 100 депутатов-мажоритарщиков, половину из которых могут составить члены Блока, а вторую половину – самовыдвиженцы или представители небольших партий, чтобы обеспечить президентской силе довольное устойчивое большинство в 250 голосов.

Но нельзя исключать и другой вариант – для обеспечения конституционного большинства и для того, чтобы показать готовность к консенсусу возможен союз и с другими политическими силами – тем же Народным Фронтом. Но это все равно будет союз, в котором условия диктует Порошенко, а не его младший «партнер». «Золотой акции», похоже, в нынешнем парламенте не будет. При желании они могут присоединиться, получить посты в правительстве, возможно, даже премьер-министра, но вот квоты Яценюка в правительстве будут намного меньше. Кроме поста премьера, его политсиле достанется разве что одно-два министерских кресла. Поэтому есть два варианта – либо самостоятельно сформированное парламентское большинство, либо широкая коалиция для получения конституционного большинства.

Я считаю, что опасность монополизации власти в данном случае преувеличена. Лучше пропрезидентское большинство в парламенте, чем концентрация в руках президента формально-юридических полномочий. Кроме того, это большинство дает возможность правительству и президенту достаточно стабильно работать – по крайней мере, на первых порах.

Нужно, конечно, учитывать важную деталь: это не будет полностью подконтрольное большинство. Во-первых, в него войдут мажоритарщики, которые достаточно автономны и по отдельным вопросам могут проявлять собственную позицию. И второй момент, возможно, ключевой: Блок Порошенко сам по себе представляет довольно неоднородный политический феномен, и внутри него уже намечается гражданская оппозиция. Активисты, которые идут в парламент по списку Порошенко, будут часто проявлять строптивость, впрочем, они уже это делают – критикуют отдельных кандидатов по мажоритарным округам и саму стратегию президента. В парламенте будет нечто похожее. Сформируется группа депутатов от этого блока – небольшая, но очень заметная – которая далеко не всегда будет проявлять солидарность с инициативами АП. Так что не думаю, что нам грозит послушное президентское большинство. Оно будет лояльным, но способным в случае чего проявить характер.

Кроме того, атмосфера Майдана, общественное давление, настроения отдельных депутатов в блоке – все это будет выступать в качестве своеобразного предохранителя. Множество людей будут противиться даже не диктатуре, а любому намеку на чрезмерную концентрацию власти в руках одного человека. В нынешних условиях, когда влияние Майдана, гражданского общества и разнообразных сил – начиная от добровольческих батальонов на Востоке и заканчивая общественными группами, будет значительным, парламент волей-неволей окажется плюралистичным. Так что в этом плане я спокоен: абсолютно подконтрольного президенту монолитного большинства в восьмом созыве не будет.

Владимир ФЕСЕНКО

kuznecov