Политические новости

Иностранный доброволец: “Принудительная мобилизация и бездарное руководство – главные проблемы ВСУ”

Сегодняшний день - один из самых важных праздников независимой Украины. К самим Вооруженным Силам Украины я, как иностранный доброволец, служивший в батальоне "Донбасс" НГУ и ДУК "Правый Сектор" имею косвенное отношение, однако считаю, что это день всех тех, кто держит, держал или будет держать в руках оружие, находясь на фронтовых и резервных позициях.

Поэтому хотелось бы высказать мнение “из своего окопа” о нынешней армии Украины, какой бы она ни была.

Если закапываться в сотни лет, которые формировали современную украинскую армию, то у нас будет сухой остаток: развал СССР и вместе с ним развал нынешней армии, которая двадцать лет независимости Украины агонизировала, не понимая своего назначения. Это стало следствием того, что в ВСУ к началу российско-украинской войны остались только те, кто хотел иметь непыльную работенку, пусть и за небольшие деньги. Исключение составляли отдельные боевые подразделения, принимавшие участие в миротворческих миссиях, а также сугубо идейные люди, которые понимали, зачем они нужны в армии. Именно это и вылилось в очевидные проблемы, которые каждый из нас может видеть на местах, будь-то разворовывание пуговиц со склада или продажа современной дефицитной техники в другие страны, вне зависимости от наличия войны в стране. В общем, состояние украинской армии на момент “два года назад” все прекрасно понимают, поэтому стоит акцентировать внимание на дне сегодняшнем и рассмотреть отрезок в последние полтора-два года. К сожалению, все говорит о том, что к декабрю 2015 ситуация особо не поменялась.

Начало войны и неготовность армии

Именно весной 2014 года армия внезапно столкнулась с тем, что ее собираются использовать по назначению, что привело к ситуации, когда подставные “местные жители” с российским акцентом разоружали наши колонны, передвигавшиеся в районе Донецкой и Луганской областей. Именно в этот момент и появились первые, можно сказать, “подпольные” группы добровольцев, которые и взяли на себя функцию армии, что позволило реальным ВСУ выиграть время для того, чтобы как минимум осознать, кто вообще может воевать, а кто нет.

На тот момент под армией следует понимать сборную солянку из самых различных подразделений самых различных министерств, служб и областей: как нас, не причисленных на тот момент ни к одному министерству, так и “официалов” из ВСУ, МВД, НГУ или СБУ. После разгромного поражения под Иловайском мы все на себе поняли, что военно-политическое руководство решило прекратить эту тенденцию и потихоньку, понемногу все более-менее “вольные” боеспособные подразделения расформировать и перевести их на сугубо военные рельсы: либо Национальная Гвардия, либо Вооруженные Силы Украины.

Сперва многим из нас эта идея казалась прекрасной, поскольку единое руководство в единой структуре намного эффективнее множества разрозненных ведомств и подразделений. Однако на практике все оказалось намного печальнее, и похоже на то, что сегодня в “верхах” решили ориентироваться на поговорку “якось воно буде”. Добровольцы пришедшие в армию попадают на захудалые тыловые полигоны, а на фронт в основном отправляют тех, кто туда не хочет. Возможно, кому-то эта информация покажется скучной, однако она критически важна для того, чтобы понимать, как современные ВСУ стали современными ВСУ, и как в будущем избежать этих ошибок.

Основные проблемы современной армии

На сегодняшний день самых больших проблем в армии две, и они взаимосвязаны – это алкоголь и, как это ни странно, насильно мобилизованные солдаты. История уже не раз показывала, что боевой дух и моральное состояние войска способны показать немыслимые и фантастические результаты – это мы и увидели в весной-летом прошлого года, когда вчерашние “майдановцы”, лесорубы и аполитичные офисные менеджеры, передвигаясь на небронированных автобусах и “легковушках”, смогли противостоять регулярным и нерегулярным войскам РФ. Тем не менее, сегодня украинские “паркетные” генералы забыли об этом и приняли решение, что мобилизованный немотивированный, насильно загнанный в армию (а среди мобилизованных таких значительная часть) солдат эффективнее и послушнее мотивированного добровольца. Возможно, в генеральских мечтах это и выглядит прекрасно, однако тут достаточно привести всего лишь три примера.

Первый пример – это случай в поселке Пески, где недалеко от нашей позиции ДУК ПС, когда нам в помощь привезли мобилизованных “ВСУшников”, которые первое время стреляли во все стороны, пока мы к ним не пришли в гости и не рассказали, где находятся позиции врага: в ответ прозвучало “а нам сказали, что тут везде враг…”. Второй пример – случай в том же поселке, когда наши начали стрельбу по позициям сепаратистов, а молодой командир пытался поймать своих разбегающихся солдат, которые подумали, что стреляем не мы, а по нам: полтора десятка солдат было обнаружено на другом конце поселка, тогда как один, по слухам, был найден вообще в соседнем Тоненьком. Третий пример – это замена бойцов “Донбасса” и “Азова” морпехами под Мариуполем. Если отбросить идеологическую подоплеку, то останутся простые факты: на третий день боевики подошли к морпехам на 50 метров и установили там растяжки, тогда как к “Донбассу” опасались подходить и на 500 м, а сегодня по всему фронту сепаратисты заходят вглубь наших позиций и ставят растяжки уже там.

Еще одна огромная проблема – это бездарное и предательское командование. Как бы это ни грустно звучало, но даже в верхах на сегодняшний день есть множество людей, которые либо неспособны командовать бригадой строителей, не то что даже каким-либо малым военным подразделением. Из-за этого возникает огромное количество печальных ситуаций: от “котлов” до банального саботажа поставок боеприпасов. К примеру, несколько месяцев назад, во время очередного “затишья” у отдельных подразделений начали изымать рожки к автоматам, не говоря уже о тяжелом вооружении. К этой же проблеме относится повседневная ложь командования, которое заявляет о том, что у нас нет раненных и погибших, что никого нигде не обстреливают, что добровольческие подразделения никогда не были на линии фронта, а в нашем “иностранном” случае – что все иностранцы уже давно получили украинское гражданство.

Касательно общей ситуации на фронте можно сказать только одно: если даже отбросить политические аспекты Минских договоренностей, то возникает банальный вопрос – почему за полтора года войны нельзя было возвести фортификационные сооружения по всей линии фронта или хотя бы на отдельных наиболее значимых участках? Если каждый день всей страной возводить оборонительные сооружения на одном километре фронта, то к сегодняшнему дню мы бы уже забетонировали все что только можно и находились на уровне сепаратистов, которые в прямом смысле заливают бетоном свои позиции. Это мы и видели каждый день в бинокль по приезду различных миссий вроде ОБСЕ, во время визита которых запрещалось стрелять.

Подводя итоги: придет время, и мы победим

Каждая из этих проблем – это отдельная тема для статьи, но сегодня праздник и хочется закончить на положительной ноте. Эта война дала нам сотни талантливых командиров и тысячи настоящих воинов, благодаря которым сегодня и держатся ВСУ. Именно эти командиры, офицеры и рядовые бойцы, вне зависимости от того, контрактники они или мобилизованные, и создают костяк новой армии, которая на сегодняшний день может противостоять второй по величине армии в мире. Разумеется, у нас были огромные потери, никто не вернет матерям погибших детей, а детям погибших отцов, однако каждый погибший солдат даже во время “перемирия” – это десятки сохраненных жизней у него за спиной и десятки “проснувшихся” украинцев, которые начинают понимать суть происходящего, понимать, что война на самом деле очень близко.

Нынешнее поколение детей, которые сегодня видят и узнают войну и армию по телевизору, от знакомых и из похоронок, завтра будут занимать наши места в рядах армии Украины, и тогда мы поменяемся местами и уже они будут защищать нас, возможно, постаревших и неспособных держать автомат. И обязанность украинцев сделать так, чтобы волонтеры, на которых во многом до сих пор держится обеспечение армии, к тому моменту могли уйти на заслуженный отдых, поскольку ВСУ все же должно, и хочется надеяться, что все-таки начнет, полностью обеспечивать государство.

Над всем этим действительно стоит задуматься, ведь при всех своих множественных недостатках наша нынешняя армия, если ей не мешать бездарными приказами, по-прежнему способна успешно сражаться с российскими оккупантами и их пособниками.

Не следует воспринимать вышеизложенное как желание дискредитировать армию. Но нужно честно признавать недостатки и каждый день бороться с этими недостатками, чтобы в будущем, отмечая день ВСУ мы могли гордиться тем, чего удалось достичь за прошедший год. Ведь наша общая цель – это создать современную, боеспособную, сильную и непобедимую армию, способную защитить свою страну от любого оккупанта, пожелавшего захватить украинские города и села.

Рустам Док, доброволец, боец тактической группы “Беларусь”

По материалам glavnoe.ua
vlad