Политические новости

Как Украине найти союзников для борьбы с Кремлем, – академик

Нам необходимо заинтересовать Запад таким образом, чтобы он считал нашу территорию зоной своих интересов, - считает Богдан Данилишин.

На прошлой неделе высокопоставленный источник из ВВС Израиля заявил, что присутствие российской авиации в Сирии не уменьшается, однако акцент теперь делается на ударных вертолетах. Вторит ему агентство Reuters, которое утверждает, что военное присутствие РФ в Сирии не снижается, а поддержка режима Асада не ослабевает.

Это происходит потому, что Россия не уходит из Сирии, а только перегруппировывает свои силы. Мы видим, что эйфория в международных аналитических кругах проходит. Мы понимаем, что вывод самолетов из Сирии был очередной тактической уловкой Путина, которую приняли за стратегическое решение.

Для меня тут ничего удивительного нет, ведь я уже писал о том, почему Путин оказался в Сирии. Для людей, не знакомых с доктриной геополитики, кажется странным, как можно защищать интересы России в Сирии. Однако в этом есть своя логика. В Сирии находится так называемый Римленд, контроль над ним со стороны России и является, по мнению этой доктрины и по убеждениям Путина, который в целом разделяет ее постулаты, стратегически важным фактором сохранения контроля и над Россией. Поэтому Путин с 2013 года проводит достаточно твердую и агрессивную политику по сирийскому вопросу.

После возврата России с 2012 года к международному геополитическому соперничеству с Западом, вместо превалирующего до этого, в основном, экономического сотрудничества с ним, роль военных операций Путина, теперь уже как основного средства удержания им власти в России, увеличивается и будет только нарастать.

Чем это чревато для Украины? Согласно все той же геополитике, Украина – тоже Римленд. Или, проще говоря, буферное государство с точки зрения российской элиты, которая параноидально боится потери власти. И все те методы внешней политики, которые Путин применяет пока в Сирии (например, бомбардировки гражданского населения) могут коснуться и нас, если Россия по соображениям военного характера все-таки будет вынуждена покинуть Сирию. Тогда «защита» российского Хартленда будет проходить уже у нас. И бомбы уже могут посыпаться на наши головы. Скажете, нереально? А кто, скажите мне, считал реальным даже в 2013 году российско-украинскую войну 2014 года?

К этому нужно готовиться уже сейчас. И у меня есть несколько идей, как повысить нашу национальную безопасность в будущем.

Из истории мы знаем, что страны и народы почти всегда оказывают сопротивление агрессору, защищая территории своего проживания. Но для победы над агрессором им очень важно привлечь на свою сторону влиятельных, сильных и заинтересованных военных союзников. Это имеет решающее значение для победы в военном противостоянии. Поэтому нам в условиях вероятного обострения конфликта с Россией в будущем, необходимо заинтересовать Запад таким образом, чтобы он считал нашу территорию зоной своих интересов. Пока же Украина находится в области ключевых интересов России, но не США, как нас предупредил американский президент Барак Обама в интервью изданию The Atlantic.

А как ведет себя Запад в таких случаях? Приблизительно так, как во время Мюнхенского сговора 1938 года, когда страны Запада отдали Гитлеру Чехословакию. В том случае они тоже считали Чехословакию зоной немецких, а не своих интересов. Нам говорят, что Запад сейчас строит свою политику на основании других моральных принципов. Но как тогда нам интерпретировать вышеуказанные слова президента Обамы? Поэтому нам надо сделать так, чтобы реакция на военные действия России в Украине, со стороны Запада была не такой как в Чехословакии в 1938 году. Как это сделать? Надо сделать так, чтобы интересы ключевых стран Запада в Украине достигли такого критически высокого уровня, чтобы для них стала естественной их защита, в том числе и военными средствами.

Как это сделать? Все просто, если под такими интересами мы понимаем не достижение достаточно абстрактных гуманитарных целей Запада в Украине, а защиту им своих имущественных и бизнес-интересов. Если величина имущественных прав американского и европейского бизнеса в Украине достигнет определенного критического значения, если они будут видеть перспективы для ведения своего бизнеса в нашей стране, то лоббисты этих интересов достаточно быстро и доходчиво смогут объяснить новому хозяину Белого дома и лидерам Европы – почему надо давать более значимый отпор агрессивной политике России в Украине.

Поэтому торпедирование экономических реформ в Украине нашей политической элитой и является настоящим преступлением против Украины, которое может закончиться утратой нами суверенитета в пользу России. Наша квазиэлита, как «собака на сене» Лопе де Вега, и сама ничего не делает в украинской экономике, и никому из вменяемых предпринимателей Запада не дает делать, прикрываясь мнимой защитой национальных интересов. На самом деле именно эти действия и есть главная угроза национальным интересам Украины. Из-за их мелочности в будущем мы сможем стать всего лишь протекторатом России, а не независимым политически государство, если и дальше продолжим бездействие в вопросах радикального реформирования экономики. И, я опасаюсь, что уже недолго осталось Украине находиться в подвешенном состоянии. И Госдеп США, и МВФ постоянно указывают на пробуксовывание наших реформ.

Сколько мы будем это терпеть? Например, и я недавно писал об этом, технологии в сельском хозяйстве развиваются так быстро, что скоро в городских сельскохозяйственных предприятиях можно будет производить весь ассортимент сельскохозяйственной продукции. Поэтому такие, например, страны, как Саудовская Аравия и Ирак, могут стать крупнейшими сельскохозяйственными производителями, каким уже сейчас есть Израиль. Кому тогда будут нужны наши земли сельскохозяйственного назначения? Но наши политические элиты думают только о себе, а никак не об Украине и ее народе. И если осознать, что представители нашей политической элиты (и их семьи) в Украине жить не собираются, то сразу становится понятной и эта их линия поведения.

Мы должны предоставить странам Запада и Юго-Восточной Азии самые широкие права в нашей экономике. Нам не надо так истерически бояться экономической конкуренции с иностранным эффективным бизнесом. Никому из нас, простых украинцев, а не олигархов, не нужны в Украине отсталые промышленные предприятия полувековой давности, которые производят второсортный хлам для внутреннего потребления.

Если же мы не можем сейчас создавать нормальные современные промышленные изделия, то давайте хотя бы другим не мешать производить их в Украине. Потому что мы их сами не создадим в короткой перспективе, так как у нынешних власть имущих нет желания и воли к осуществлению национальной промышленной политики, единственному действенному средству национальной промышленной реиндустриализации. Так пусть хоть появятся у нас эффективные предприятия с иностранными собственниками, которые в будущем повлияют на свои правительства, чтобы защитить Украину перед российской агрессией.

Конечно же, я за рост внутреннего национально ориентированного капитала, и за национальную промышленную политику, о чем я не устаю писать и говорить. Но пока это не произойдет (надеюсь, что все-таки произойдет), пока у нас в стране к власти, наконец, не придет национально ориентированная элита, Украине нужны еще какие-то эффективные и действенные средства в нашем противостоянии с Россией. У немалого числа украинцев наступила эйфория, мол, война с Россией уже закончилась. Но те, кто знают настоящие постулаты геополитики, понимают, что все только начинается. Хотелось бы, чтобы в этом вопросе я ошибался, однако события последнего времени, в том числе и в зоне АТО, не позволяют мне так думать.

Состоится ли в этом году повторение кампании 2014 года? Не знаю, но вероятность существует. Многое будет зависеть от того насколько будет успешен Путин в Сирии, и насколько быстро будет ухудшаться внутреннее экономическое положение в России. Но я уверен, что в ближайшие годы у нас будут постоянно возникать серьезные проблемы с Россией. Из истории мы знаем, что диктаторы традиционно предпочитают решать внутренние экономические проблемы внешней агрессией – так им легче удерживать власть. И мы должны сделать все, чтобы иметь возможность противостоять этой агрессии.

innika