Политические новости

Сирийский тупик и рискованные игры Путина, – Инопреса

Применив силу, Путин склонил Запад смириться с его требованиями на Украине — ныне он пытается повторить свой триумф в Сирии. Вмешательство России в Сирии — стратегическое фиаско США, пишут американские СМИ.

Вашингтон должен был действовать еще до появления ИГИЛ, а теперь «не ждите от Путина передышки в силовых играх — в Сирии, на Украине и в любом другом месте, где он может реализовать свои амбиции из-за слабости Барака Обамы».

Когда 1 сентября на Восточной Украине смолкли выстрелы, оптимисты сочли, что Путин идет на попятный, пишет The Washington Post. Но поступили сообщения из Сирии. «Российские военные самолеты летали над провинцией Идлиб, подконтрольной повстанцам. На новой базе строились казармы. С кораблей выгружались новые бронемашины. Оказалось, Путин не отступает, а передвигает фронты — и совершает еще один из своих нахальных маневров, которые неоднократно заставали врасплох администрацию Обамы», — говорится в статье Джексона Дила.

Дил полагает: «Применив силу, Путин склонил Запад смириться с его требованиями на Украине, а теперь пытается повторить свой триумф на втором театре действий».

Хотя Россия не соблюдала пункт «Минска-2» о прекращении огня, администрация Обамы потребовала, чтобы Порошенко внес в Раду поправки к конституции, которые «дают Путину фактическое право вето на структуру госуправления на Украине», говорится в статье. А когда «Путин публично пожаловался, что конституционная реформа не изменила суть властной структуры на Украине», западные лидеры пообещали «дальнейшее задабривание», критикует автор.

В Сирии Путин хочет сорвать попытки Запада и его союзников сместить Асада, а также добиться, чтобы асадовский режим признали партнером по коалиции в борьбе против ИГИЛ (организация запрещена в РФ. — Прим. ред.).

«Возможно, Путин и впрямь импровизирует либо блефует от отчаяния. Но, может быть, он рассчитывает, что администрация Обамы среагирует на его воинственность в Сирии совершенно так же, как на Украине», — заключает автор.

«Дипломатические встречи последних месяцев между Москвой и Вашингтоном давали надежду на новый серьезный рывок к политическому урегулированию жестокой войны в Сирии», говорится в редакционной статье The New York Times, но эту надежду подрывают «недавние маневры России, направленные на существенное усиление военной поддержки безжалостного сирийского диктатора Башара Асада, который теряет контроль над своей страной».

«Российские власти, как и с Украиной, еще больше нагнетают обстановку и добавляют пищи для растущих подозрений, когда преуменьшают масштабы своих действий или лгут», — указывает газета.

«Мировые лидеры должны воспользоваться заседанием Генассамблеи ООН, которая состоится сегодня, чтобы прояснить, чем угрожает наращивание российского военного присутствия», — говорится в статье. «Для США, России и других стран, включая Иран, устранение ИГИЛ, помощь миллионам сирийцев, которых война выгнала из домов, и спасение остатков сирийского государства должны стать совместными целями», — пишут авторы, подчеркивая, что «ничего нельзя добиться без политического решения, подразумевающего создание в Дамаске более компетентного правительства, в котором будет более полно представлено все сирийское общество».

Еще одни материал в The New York Times, посвященный Сирии, — статья министра иностранных дел Германии Франк-Вальтера Штайнмайера.

«Посмотрим правде в глаза: пока что все усилия международного сообщества по ускорению политического решения сирийского конфликта проваливались», — пишет глава немецкого МИДа, упоминая противоречия между Западом, Россией и Ираном, а также между государствами региона.

На этом фоне недавнее соглашение между Ираном и «шестеркой» по ИЯП открыло новые возможности для региона и, вероятно, дало шанс на разблокирование сирийского тупика. В частности, Россия проявила редкую готовность к сотрудничеству, пишет Штайнмайер. Но он опасается, что «эта возможность ускользает: поступают сообщения о продолжающейся помощи России сирийской армии, и Иран обещает безвозмездную поддержку Асаду».

Дипломат напоминает о недавно одобренном Совбезом ООН плане спецпосланника ООН Стаффана де Мистуры по подготовке почвы для политического процесса в Сирии: «Я уверен, что это самый многообещающий путь».

«Россия и Иран усиливают военное присутствие в Сирии в то время, как армия президента Асада уже полгода только отступает», — утверждает журналист El Pais Хуан Карлос Санс.

По мнению автора, демонстрация силы Кремля и Тегерана отвечает прежде всего интересам их безопасности. В Сирии находится единственная база ВМС РФ в Средиземном море. Для Ирана Сирия — прямой коридор для снабжения «Хизбаллы».

«Москва и Тегеран намереваются спровоцировать пробуксовку конфликта, чтобы мог сформироваться процесс дипломатического урегулирования, который позволит режиму сохраниться хотя бы на части территории Сирии», — считает Брюс Мэдди-Вейцман, эксперт из Тель-Авивского университета.

Аналитики подчеркивают, что США и суннитские арабские государства не согласны на диалог с Асадом. Они считают, что окружение Асада должно уговорить его уйти в отставку, дабы режим мог участвовать в переговорах.

«Асад примет любое предложение о переговорах, которое предполагало бы некий этап переходного периода с его участием. Тогда Асад обретет легитимность на международном уровне и сможет выиграть время. Но по той же причине раздробленная сирийская оппозиция и ее союзники [во главе с Саудовской Аравией, Турцией и Катаром] — против, — заметил Мэдди-Вейцман. — Текущий кризис с беженцами сурово демонстрирует: за то, что Запад бездействует с 2011 года, приходится дорого расплачиваться».

«Вот уже 70 лет американские президенты из обеих партий стремятся покончить с российским влиянием на Ближнем Востоке», — заявляет The Wall Street Journal. «О стратегических приоритетах действующей администрации кое-что говорит тот факт, что ей трудно определиться, как реагировать на решение Владимира Путина послать в Сирию боевые самолеты в поддержку шаткого режима Башара Асада: воспротивиться этим мерам или присоединиться к ним?» — пишут авторы редакционной статьи.

«Возможности такие: попытаться противостоять России в Сирии или, как призывает кое-кто в Белом доме, сотрудничать с Россией в борьбе с «Исламским государством», — написал в Bloomberg Джош Рогин. «Вероятно, идея в том, что у США есть возможность превратить лимон в лимонад, приняв вмешательство России как свершившийся факт и совместно победив общего врага», — комментирует WSJ.

«Это было бы зрелище: американские F-18 летят ведомыми за российскими МИГами, чтобы помочь кровавому диктатору удержаться у власти», — говорится в статье, хотя «представить, что наш нынешний президент сделает какие-то шаги, чреватые малейшим риском пойти наперекор России или рассердить иранцев сразу после ядерной сделки, тоже трудно». «Скорее всего, результатом будет еще одна политическая капитуляция: еще несколько проповедей о том, что Россия оказалась на изнанке истории, и, возможно, пара дополнительных экономических санкций», — прогнозирует издание.

В Сирии «вмешательство России является еще одним стратегическим фиаско США, которого можно было бы избежать, если бы Вашингтон вмешался в ситуацию несколько лет назад, когда ИГИЛ еще не существовало и мы еще имели заслуживающих доверия умеренных союзников в стране», говорится в статье.

«У следующего американского президента есть шанс извлечь урок из сирийских ошибок, а именно: у бездействия бывают последствия, а слабость провокационна. А пока не ждите от Путина никакой передышки в его силовых играх — в Сирии, на Украине и в любом другом месте, где он может реализовать свои амбиции из-за слабости Барака Обамы», — заключают авторы.

«Россия создает в Сирии базу для проведения воздушных операций», причем быстро и с размахом, пишет немецкая Frankfurter Allgemeine, ссылаясь на источники в органах безопасности.

По данным издания, с 1 по 11 сентября российские военно-транспортные самолеты Ан-124 совершили 25 рейсов в город Джабла на западе Сирии, всего их запланировано «около 100». Грузы доставляются и по морю — к выходным в Джабле разгрузили 250 контейнеров. В Сирию везут «современные бронетранспортеры, военные грузовики, гранатометы, а также средства связи и лазерную технику», продолжается «строительство складских помещений и защитных сооружений». Кроме того, курс на Сирию держит десантный корабль с «несколькими сотнями» морских пехотинцев из Севастополя, продолжает газета.

Frankfurter Allgemeine комментирует: «У этой спешки есть особая причина — 28 сентября Владимир Путин выступит на Генассамблее ООН в Нью-Йорке с предложением о создании глобальной коалиции по борьбе с терроризмом. Кроме того, он добивается встречи с Бараком Обамой. Как говорят в немецких правительственных кругах, Путин намерен произнести речь с позиции силы, стремясь быть с Обамой на равных».

«Стартовавшая в начале сентября «сирийская операция» Путина совпала с водворением на Востоке Украины почти полного перемирия, — добавляет издание. — В правительственных кругах это считают подтверждением того, что российский президент контролирует ситуацию в сепаратистских регионах: он стремится вернуть себе ведущую роль на мировой арене и поэтому — хотя бы на время — притушил украинский конфликт».

По материалам: inopressa
innika