Политические новости

Получастные армии в Украине: кто за ними стоит и у кого больше

Кто стоит за спецбатальонами "Донбасс", "Украина", "Харьков-2", и во сколько обойдется создание получастного военизированного подразделения в Украине

Общая численность сотрудников МВД и Вооруженных сил Украины около 480 000 человек. Аннексия Крыма, захват сепаратистами значительной части Донбасса, трагические события в Одессе показали, что количество силовиков не компенсирует их низкого качества. Большинство из них не могут или не хотят полноценно выполнять свои обязанности. Пока новое руководство МВД и армии выискивало, формировало и переформировывало боеспособные подразделения, инициативу взяли бизнесмены и политики. Военные формирования, спонсируемые бизнесменами, под эгидой МВД и армии плодятся в Украине с небывалой скоростью.Об этом сообщает ЛІГАБізнесІнформ.

Сколько стоит создать и содержать свою маленькую армию, у кого штыков больше и что делать с вооруженными формированиями в Украине после завершения политического кризиса?

Большинство милитаризованных частей создается под эгидой МВД или армии как батальон, рота или полк территориальной обороны. В конце апреля экс-губернатор Одесской области Владимир Немировский оценил расходы на создание отряда из 100 человек в 700 000 грн. Дешевизна объясняется избытком оружия в стране. “Оружия в Украине более чем достаточно: на складах Минобороны его хватит на создание еще многих батальонов”, – рассказал ЛІГАБізнесІнформ руководитель группы “Информационное сопротивление” Дмитрий Тымчук.

Задача спонсора – экипировать подразделение и покрыть разницу в зарплате между официальной ставкой военных (милиционеров) и рыночными зарплатами. Солдат в таких подразделениях получает 10 000-15 000 грн, офицер – 25 000-30 000 грн. Официальная зарплата военных в Украине от 2 500 до 8 000 грн, поэтому спонсор доплачивает около 10 000 грн за солдата и до 25 000 грн за офицера. Учитывая, что в батальоне в среднем около 400 солдат и 20 офицеров, ежемесячные расходы составят минимум 4,5 млн грн.

За эти деньги спонсор де-факто получает лояльный боевой отряд – легальный, действующий под эгидой МВД или Минобороны и вооруженный автоматическим оружием. Чьим приказам такой отряд будет подчиняться в случае конфликта интересов – мецената или формальных руководителей из силовиков, – вопрос, на который сейчас никто не берется ответить.

Газета выяснила, кто из известных украинцев уже инициировал создание территориальных вооруженных подразделений.

Игорь Коломойский

13 апреля губернатор Днепропетровщины Игорь Коломойский заявил о создании спецбатальона “Днепр-1”. Все правила были соблюдены: подразделение формировалось МВД при содействии облгосадминистрации. В частности, зампредседателя Днепропетровской ОГА Геннадий Корбан указал, что администрация поможет батальону с экипировкой, а разницу между стандартными зарплатами милиционеров и обещанных бойцам спецбатальона “не менее $1000” компенсирует благотворительный фонд при ОГА. Примерно в это же время в области был сформирован первый батальон территориальной обороны Минобороны.

Чуть позже на Днепропетровщине началось формирование еще нескольких подразделений. “Сейчас мы создаем специальный батальон особого назначения МВД на базе расформированного “Беркута”, – рассказал спикер УМВД Днепропетровской области Алексей Щербатов. 11 мая Минобороны дало региону разрешение на создание еще двух батальонов территориальной обороны. Как губернатор, Коломойский принимает активное участие в создании этих отрядов.

Дмитрий Ярош

Кандидат в президенты 23 апреля объявил о наборе в спецбатальон “Донбасс”. Предполагалось, что его костяк составят активисты “Правого сектора”. Ярош подчеркнул, что “все действия батальона согласовываются с СНБО, СБУ и МВД”. При этом пресс-секретарь “Правого сектора” Артем Скоропадский уточнил, что подчиняется батальон только Дмитрию Ярошу и не включается в состав ни одного силового ведомства. Численность подразделения – 800 человек, и к активным действиям, по словам Скоропадского, батальон уже приступил.

Алексей Вадатурский

2 мая владелец одного из крупнейших украинских агрохолдингов “Нибулон” заявил, что готов выплачивать вознаграждение за пойманных в Николаевской области сепаратистов и за свои деньги экипировать народное ополчение Николаева, а также оборудовать на въезде в город стационарные блокпосты. Отдельных подразделений бизнесмен создавать не стал. “Мы уже самостоятельно оборудовали крепкие блокпосты на въездах в город и обеспечили их охрану, – говорит Вадатурский. – На каждом из них круглосуточно дежурят минимум по 15 человек. В том числе представители Нацгвардии, ГАИ, пограничники”. Также к охране блокпостов привлекли сотрудников частных охранных фирм. С экипировкой самооборонцев помог Вадатурский.

Харьковские бизнесмены

В первой столице Украины группа местных бизнесменов помогает сформировать спецроту МВД “Харьков-2”. “Вместе с единомышленниками обеспечиваем бойцов обмундированием, транспортом, топливом и другими необходимыми вещами”, – отмечает один из инициаторов создания роты харьковский предприниматель Александр Давтян. Он рассказывает, что основная проблема – бюрократизм в областном УВД, всячески тормозящем создание подразделения из профессионалов, ранее работавших в правоохранительных органах. “Фактически рота есть, а юридически – еще нет”, – говорит Давтян.

Ринат Ахметов

11 мая “Метинвест-Холдинг” Рината Ахметова начал набор в добровольные народные дружины (ДНД) в Мариуполе, а двумя днями позже – в Енакиево, Макеевке, Авдеевке и Харцизске. Пресс-служба холдинга утверждает, что члены ДНД будут действовать только вместе с милиционерами и исключительно без оружия. Как дружинники будут отбиваться дубинками от вооруженных до зубов сепаратистов, не уточняется.

Олег Ляшко

Впервые о формировании своего батальона Олег Ляшко написал на своей странице в Facebook еще 16 марта. Но тогда дальше призыва дело так и не пошло. Вторая попытка датируется 10 мая, после событий в Мариуполе. На этот раз Ляшко не только объявил о наборе в личный батальон, получивший название “Украина”, но и разместил вербовочный плакат, а также номера счетов, куда патриоты могут переводить деньги для подразделения. Ляшко решил оформлять спецбатальон “Украина” в составе МВД. На данный момент готовятся документы. В пункте вербовки сообщили, что предусмотренный штат батальона “Украина” – 500 человек и что уже подано около 1000 заявок.

Владимир Немировский

В Одессе все сложно. 8 мая здесь начал свою работу спецбатальон МВД “Шторм”. Насколько активно областная администрация и местный бизнес участвовали в его формировании – неясно. Еще 25 апреля, после атаки на блокпост около одесского рынка “7-й километр”, о намерении сформировать при поддержке ОГА территориальный спецбатальон МВД “Одесса” говорил тогдашний губернатор области Владимир Немировский. Реализовать свои планы он не успел: после массовой гибели одесситов в ходе столкновений 2 мая чиновник был отправлен в отставку, а сменивший его Игорь Палица решил создать подразделения под эгидой Минобороны.

Комментарии экспертов

Дмитрий Тымчук, руководитель группы “Информационное сопротивление”

Любые вооруженные формирования, не предусмотренные Конституцией и законами Украины, представляют собой потенциальную угрозу. Прежде всего непонятно, насколько продуман вопрос их разоружения после выполнения поставленных перед ними Украиной задач. Что будет, если они просто откажутся сдавать оружие?

Кроме того, с моей точки зрения, политики не должны увлекаться военным решением проблем. Нельзя просто раздавать оружие членам своей партии или по принципу “я – патриот, дайте мне автомат”. В какой-то момент вооруженное крыло партии может стать инструментом борьбы за власть. Я всегда привожу пример Ливана, где каждая из существовавших партий имела свое вооруженное подразделение. Накопившиеся противоречия привели к 15-летней гражданской войне.

В то же время государство Украина, как выяснилось, не имеет ресурсов для отражения внешней агрессии и сепаратистских выступлений. Армия страны целенаправленно разваливалась более десяти лет, высший командный состав заточен не под боевые действия, а под разворовывание военного имущества. В такой ситуации именно создание подразделений из инициативных граждан по территориальному признаку – один из выходов из положения. Но нужно иметь механизм контроля над ними, предусмотреть механизм разоружения таких отрядов.

Валентин Бадрак, директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения

Можно только приветствовать действия бизнесменов, направленные на поддержку нашей армии. Материальный стимул помогает привлечь в войска опытных специалистов, понимающих, что их работа и знания стоят дорого. Также это повышает мотивацию бойцов: люди отправляются в войска не за копейки, а за вполне достойные деньги.

Не думаю, что есть опасность конфликта интересов: в создаваемые части идут сознательные люди, оставляющие достойную работу и понимающие, что им придется рисковать. Их цель – защитить страну, а не интересы какого-либо олигарха.

При этом необходимо жестко контролировать выдачу оружия – самовольные вооруженные формирования по своей сути ничем не отличаются от террористов, действующих на Донбассе. Все подразделения должны жестко подчиняться военно-политическому руководству страны и выполнять его приказы.

kuznecov