Как сейчас живется моим соотечественникам там, куда они вроде и бежали, в том числе, от Путина, но у всех на подозрении.
Об этом пишет галерист Марат Гельман.
В конце ноября я был в Риге гостем на ярмарке Арт-Рига. Сегодня прислали на правку интервью, которое я давал о своем будущем проекте в Черногории. Плюс совпадение – из Риги в Черногорию приехала небольшая делегация кинематографистов. С тех пор прошло два с половиной месяца. Два из них я провел в Будве, и сравнивая сегодняшние ощущения с тем, как я отвечал раньше, обнаружил, что главное различие в том, что я не чувствовал тогда всей сложности «быть русским» в Европе. Рижане меня этим тогда удивили. Я без задней мысли спрашиваю: «Так у вас здесь половина россиян? Юрмала ведь фактически русская колония? Бизнес, говорят, в руках россиян?».
Невинные вопросы в Риге после слов Путина о «защите русского мира» выглядели непристойно. Дерусификация происходила в головах русских. Было понятно, что русским быть сложно. Надо все время оправдываться, что ты считаешь Путина тра-та-та и ла-ла-ла.
А до этого, во Франции, был похоронен проект русского музея. Не время напоминать, что ты россиянин, мне сказали. Хотя полтора года назад эта идея казалась привлекательной, мол, давайте сделаем музей новой Европы. Русское искусство там тоже будет, но завуалировано.
Еще раньше, мой коллега (известный в России галерист и куратор, но называть не буду, это может быть небезопасно) признался, что проект, который он готовил в Лондоне целый год, слетел после публикации какой-то информации о том, что большинство россиян поддерживают Путина. Не время.
В стратегии развития туризма Черногории, в описании целевых групп россиян нет. Все всё понимают. И хотя количество россиян здесь сравнительно с другими странами велико, это воспринимается как проблема. В Будве, где большинство туристов россияне – нет русского книжного. В Риге, давая интервью, я был уверен, что это будет один из моих первых шагов – сделать книжный и кинотеатр для русских туристов. Сейчас не уверен.
Я планирую пригласить двух очень известных и важных российских художников с проектом, посвященным Третьяковской галерее. Анонсирую это в черногорской русскоязычной группе в ФБ, а мне отвечают (сами русские!), мол, а может не надо? Мы здесь живем тихо, и нас не трогают. А то, как взвоют «русы пришли».
Вчера случилось невероятное. Впервые мне сказал один черногорский чиновник примерно следующее: «Ну, вы ведь еврей по происхождению, а не русский? Так что все будет нормально». То есть в православной стране сегодня лучше быть евреем.
Ну ладно я. У меня какая-то есть репутация, потом властные каналы меня так мочили, что это дошло и сюда. А как сейчас живется моим соотечественникам, которые вроде и бежали, в том числе, от Путина, но у всех на подозрении?
Знаете, я вспомнил, как моя мама в детстве меня учила, что плохие не немцы, а нацисты. Что нации не бывают плохими и хорошими. По-моему, впору сейчас такие уроки проводить в Европе. Да, мы оказались заложниками неадекватного властителя. Да, у большинства заложников случился Стокгольмский синдром. Это трагедия россиян и нам предстоит еще долго чувствовать на себе ее последствия, но помните, что с идеи о плохих и хороших нациях началась очень плохая история.