Российская бронетехника, артиллерия и военнослужащие входят в Восточную Украину, бьет тревогу НАТО, считая это попыткой создать жизнеспособное сепаратистское государство.
“Путину хочется расчленить Украину сильнее, чем Западу – бороться за нее”, – сожалеют наблюдатели. Пока США заняты “Исламским государством” и вирусом Эболы, Кремль готовится “к открытой войне с Киевом по грузинскому алгоритму”.
НАТО обвиняет Москву в том, что она помогает украинским повстанцам “нарезать себе” государство, пишут Роман Олеарчик и Сэм Джонс в The Financial Times.
“В последние дни российские танки, артиллерия и военнослужащие пересекли границу и вошли на Восточную Украину в ходе того, что главнокомандующий НАТО генерал Бридлав считает попыткой создать жизнеспособное сепаратистское государство”, – передают журналисты. Во вторник Бридлав также сказал, что Москва перебросила в Крым силы, способные развертывать тактическое ядерное оружие, и невозможно установить, вооружены ли они. Минобороны РФ отвергло утверждения НАТО.
Некий офицер НАТО сообщил FT, что, как полагает альянс, Россия сейчас держит на границе с Украиной примерно 8 батальонов (до 6,4 тыс. человек) в состоянии высокой готовности. Особое беспокойство вызывает развертывание сверхсовременных систем вооружений.
Киев и некоторые наблюдатели опасаются, что Россия не ограничится укреплением власти над территориями, оторванными от Донецкой и Луганской областей Украины, но и попытается создать сухопутный коридор между Крымом и сепаратистскими областями, говорится в статье.
“Как заявляет НАТО, Россия отправляет новые конвои, состоящие из военных и танков, на Восточную Украину. Кроме того, она угрожает отправить военные самолеты на учения над Мексиканским заливом”, – пишут корреспонденты The Wall Street Journal Нафтали Бендавид и Грегори Л.Уайт.
“Американские чиновники заявили, что не могут подтвердить новое вторжение на Украину, – говорится в статье, – однако они обвинили Россию в многократном нарушении условий мирного договора, подписанного два месяца назад”. Заявления НАТО и российского Минобороны свидетельствуют о том, что Кремль не спешит смягчать острый конфликт с Западом, разразившийся из-за его действий на Украине, считают авторы.
Воздушные рейды над Мексиканским заливом, о которых объявил министр обороны Сергей Шойгу, – в большей мере политический театр, чем военная угроза, говорят аналитики. Это очередной компонент усилий Путина воссоздать конфронтационный дух холодной войны, который играл главную роль для поддержания дома антизападных настроений на фоне растущих экономических трудностей.
“Кремль также уверен, что Европа – его крупный торговый партнер – не испытывает желания поддержать еще одну, более масштабную эскалацию санкций против России, если только ситуация на Украине резко не ухудшится”, – пишут Бендавид и Уайт.
В то же время растущее раздражение Вашингтона и Берлина в связи с непреклонностью Москвы и их убеждение в необходимости продолжать давление на Кремль означают, что Путину вряд ли надо ждать облегчения санкций.
Запад боится, что Россия намеревается превратить Украину в вечно нестабильную зону “замороженного конфликта”, однако ни одна из сторон публично не признает, что перемирие потерпело фиаско. Для Киева возобновление войны будет, вероятно, означать неизбежное поражение от превосходящих сил России, но Москва, кажется, более заинтересована в укреплении статус-кво, что позволяет ей дестабилизировать Киев и сохранять свое влияние, полагают авторы.
“Генсек ОБСЕ заявил в Брюсселе в среду, что сепаратисты захватили новые территории в последние недели, в некоторых случаях успешно отодвинув линию перемирия на дюжины миль в западном направлении. Он также сказал, что беспилотники наблюдательной миссии подверглись обстрелу и созданию электронных помех на продвинутом уровне”. Из-за помех ОБСЕ не может выяснить, что происходит в таких ключевых районах, как Мариуполь, который близок к сепаратистским территория, но пока остается в руках правительства”, – говорится в статье.
“Говорить, что последнее заявление НАТО о “притоке” российских войск на территорию Украины знаменует окончание перемирия, означает неправильно понимать этот конфликт”, – утверждают авторы статьи в New Republic Юлия Йоффе и Линда Кинстлер.
“Неудивительно, если вы сбились со счета, сколько раз такое случалось с тех пор, как лишенные знаков отличия российские солдаты, прозванные “зелеными человечками”, в феврале впервые появились на украинском полуострове”, – говорится в статье. По мнению авторов, эта неразбериха создается преднамеренно, чтобы “трудно было отследить происходящее и, что самое главное, наказать виновных”. Таковы каноны “гибридной войны”.
“Если верить западной прессе, соглашение о прекращении огня от 5 сентября… теперь “рушится”. С момента подписания этого соглашения оно уже успело побывать “потрепанным”, “сомнительным”, “натужным”, “шатким” и “обреченным на крах”, – иронизируют журналистки. – Пару дней назад Вашингтон потребовал от Москвы соблюдать перемирие. Вчера с тем же требованием к Вашингтону обратилась Москва”. “Давайте скажем определенно: перемирия не было, – говорится в статье. – Чуть ли не с самого дня подписания перемирие нарушалось. Не раз и не два, а постоянно”.
“Почему Запад настойчиво говорил о перемирии, которое сразу же пошло прахом? Потому что Запад устал от Украины, она ему наскучила, ему надоели долгие, грязные войны в маленьких и далеких странах. Европа не рвется заключить в объятия нищую, коррумпированную страну, превратившуюся в зону боевых действий. Белый дом отвлекся на “Исламское государство”, Эболу и Консервативную партию. И у Вашингтона, и у Брюсселя кончились варианты. Наращивать санкции против России? Ангела Меркель только что этот вариант исключила. Снабдить украинцев вооружением? Но Путин повторит все, что сделает Запад, и еще добавит сверху”, – не сомневаются Йоффе и Кинстлер.
“В итоге все сводится к простой арифметике желаний: Путину хочется расчленить Украину сильнее, чем Западу – бороться за то, чтобы склеить разбитую вазу”, – заключают авторы, настаивая на своем сделанном еще в марте прогнозе: Путин “в конечном итоге возьмет Донбасс”.
Действия Москвы, намеревающейся перекроить карту Европы, требуют адекватного ответа со стороны Вашингтона и Брюсселя, призывает Corriere della Sera.
“Почти 25 лет назад была распущена Организация Варшавского договора и развеялся кошмар конфликта на европейском континенте, но сегодня происходит то, чего так боялись во времена холодной войны: колонны российских танков проходят по городам Восточной Украины – страны, которая просила и просит быть интегрированной в политические структуры Запада. Но где же НАТО?” – задается вопросом автор статьи Луиджи Ипполито.
Американцы и европейцы, отвлекшиеся на кризис на Ближнем Востоке и подъем Китая, не могут пока ответить на вызов со стороны Москвы. На закрытых заседаниях западные эксперты обсуждают возможную российскую эскалацию в Европе с применением тактического ядерного оружия. Но если атомный сценарий по мнению многих, маловероятен, то большинство наблюдателей считает возможным начало тотальной войны на Украине с применением обычных вооружений, а также дестабилизацию балтийских государств, говорится в статье.
“Если Североатлантический альянс не ответит и на сей раз должным образом, Путину удастся добиться главной цели: доказать, что Запад – это бумажный тигр”, – заключает автор.
“Пока я это пишу, эксперты сообщают о массированном наращивании российских военных сил на границе с Украиной”, – пишет в Forbes Мелик Кайлан.
“Собственно говоря, мы наблюдаем за подготовкой к открытой войне по грузинскому алгоритму: сначала вооружить сепаратистов, потом направить российских военных, замаскированных под сепаратистов, обострить и довести до кипения ситуацию, а потом вторгнуться на полной мощности”, – утверждает автор.
“Следует принять во внимание два других фактора. Путин только что подписал соглашение по расширению ядерной инфраструктуры Ирана. И второе: президент Турции Эрдоган позвонил Путину, чтобы выразить свое недовольство по поводу ситуации в Сирии, за чем, согласно ряду источников, последовала бурная дискуссия: Путин велел Эрдогану прекратить попытки свергнуть Асада и даже угрожал войной, если Эрдоган вмешается с помощью армии”, – передает автор.
По мнению Кайлана, Путин “действует стратегически, координируя действия во всем мире и точно рассчитывая время”, к тому же у России “есть план игры, а у нас нет”.
“Москва расширила свое влияние за те 10 лет, когда мы, западные страны, вели тяжелые бои, увязнув в войнах с исламистами. Ну не Путин же организовал эту интермедию, можете сказать вы. Возможно, и нет, но он воспользовался ею по полной программе”, – говорится в статье.
“Поскольку российская экономика идет ко дну и газовое господство Москвы начинает рушиться, пока США препираются с Ближним Востоком, Путин должен действовать стремительно в соответствии со своими мегаэкспансионистскими планами. Это реальные факты – посмотрите на происходящее на Украине”, – заключает Кайлан.
“Конфликт на востоке Украины вновь перерос в войну”, – пишет Карстен Лютер на страницах Die Zeit. Перемирие, достигнутое в Минске в начале сентября, “провалилось: вооружение и войска не покинули зону конфликта, должная охрана российско-украинской границы не была налажена, признанные Москвой псевдовыборы в Донецке и Луганске поставили под вопрос все устремления Киева по децентрализации власти на Украине. Национальный диалог не был налажен”.
Ополченцы стягивают все большее количество тяжелого вооружения и бойцов в район боевых действий. “Там сосредоточено такое количество танков, пушек, ракетных систем, что никто уже не верит в заверения ополченцев, будто бы все это было захвачено ими во время боевых действий с украинской армией”. Все это вооружение доставляется из России.
“Тем не менее, как бы ни была опасна нынешняя ситуация, было бы неправильно смести со стола минские договоренности и дать возможность заговорить оружию”, – считает Лютер. Отказ от исполнения минских договоренностей, как это недавно предложил украинский президент Петр Порошенко, не является хорошей идеей, поскольку альтернативы пока нет.
“Похоже, Россия снова входит на Украину”, – утверждает Business Week, формулируя четыре возможные причины.
1. Победа прозападных партий на выборах в Раду – “пощечина Кремлю”, считает Йорг Форбриг (German Marshall Fund of the U.S., Берлин). По его мнению, Путин стремится “подорвать и ослабить правительство, а также бросить ему вызов”.
2. Повстанцы не слишком прочно контролируют Восточную Украину, поэтому “есть стремление создать военным путем некое образование, которое будет устойчивее в плане логистики”.
3. Россия вынуждена снабжать Крым по морю и воздуху. Возможно, Путин попытается “пробить [сухопутный] коридор силой”, говорит политолог Игорь Бунин.
4. Форбриг также не исключает, что Путин пытается восстановить контроль России над украинским повстанческим движением.