Волна пены и эмоций касательно того, какие изменения есть в Украине за 2,5 года, а каких - нет, умиляет наивностью и поверхностностью, и меня лично начинает сильно утомлять.
А на что нам голова и интернет даны? Ладно, сделаю работу за ленивых. Давайте научно перечислим, чего добилось гражданское общество за это время, а чего – нет. Пост долгий.
Об этом сообщает на своей странице в Facebook блогер Гоша Тихий.
Начнем с того, чего не добилось.
Реформы правоохранительных органов.
– Проваленная, по большому счету, реформа прокуратуры 2015 года. Стало на 2100 прокуроров меньше. Было 7900, осталось 5800. Вначале переаттестаций 60% претендентов были извне старой системы. После двух раундов, осталось 22%. Комиссии состояли из 4 представителей прокуратуры, и трех – представителей парламента. В результате прошли только 3% людей извне системы.
– Переаттестация в полиции (не берем патрульную, а остальное МВД). Такая же ситуация. Общее количество снизилось: было 150 тысяч, осталось 96 тысяч + 9,9 тысяч бюрократов. Оставшимся подняли зарплаты в полтора-два раза. Переаттестация, по которой нет точных цифр по всей стране, как правило, завершается переназначением старых кадров или восстановлениям уволенных по решением судов. Например, в Черниговской области, только 4% старых кадров отсеялось в результате переаттестаций.
– Суды. Процесс еще идет, пока рановато подводить черту. На данный момент знаем, что около 1000 из 6000 судей ушли сами после начала реформы в конце сентября 2016. Остальные проходят переаттестации в ВККС. Многих мутных персонажей пропускают, но есть и те, кого выкидывают. После 30 сентября НАБУ имеет право арестовывать судей без голосования в Раде. Один такой прецедент уже есть, но одного мало.
Справедливость, наказания
– Наказания коррупционеров, то есть не просто аресты/дела, а посадки. Пока очень мало, особенно на топ-уровне. Препятствие – суды + возможность заставы. За июнь – октябрь 2015 года, только 20% судов по коррупции заканчивались тюрьмой. Из остальных – ок. 48% заплатили штрафы, 12% были просто освобождены, 19% вышли по заставе. Цифр по 2016 пока не нашел.
– Расследования дел Майдана. Хотя есть арестованные и есть подсудимые, нет результата. Были попытки торпедировать деятельность Сергея Горбатюка.
– Из топ-соратников Януковоща арестован только Ефремов (из того, что по памяти). Многие из них чувствуют себя неплохо, имеют свои телеканалы, газеты, сидят в Раде. Новинского, например, круговая порука выдавать пока не хочет.
Политическая коррупция
– Клептократия. Что делают в своих креслах до сих пор Роман Насиров, Михаил Охендовский, на которых клейма негде ставить? Почему в пост-майданной Украине существует Кононенко? Конечно, их защищают “в верхах”.
————————————————————————————–
А теперь перечислим, чего добиться удалось. Научно: только то, что есть уже, с цифрами, а не то, чего мы ждем/надеемся.
– Энергетическая независимость. Впервые за все годы независимости, сегодня 360 дней как Украина не купила ни одного кубометра у Газпрома. Эта наркотическая игла, благодаря которой Россия меняла Украине правительства, лоббировала любые назначения и решения, отнимала куски суверенитета. Мы пережили первую зиму без их подачек, переживем и вторую.
– В 2012 был один поставщик Нафтогазу: путинский Газпром. Сегодня – 14 европейских поставщиков.
– Болезненные, но реалистичные рыночные тарифы. Одна цитата Сороса октября 2014 года: “Украинская госкомпания Нафтогаз – это черная дыра бюджета и один из наибольших источников коррупции”. Из-за популистски заниженных тарифов, Нафтогаз имел хронический долг в размере 5,9% ВВП (!), 5,6% ВВП в 2014. Это все компенсировалось из общего бюджета. Тарифы подняты на 75-90%, с одновременными адресными субсидиями. По результатам 2016 года мы будем иметь: Нафтогаз принесет в бюджет 25 миллиардов гривен, и это уже при вычете 10 миллиардов, которые идут на субсидии тем, кто новые тарифы платить не может.
– Болезненные тарифы уже заставили перейти к жесткой экономии. Только цифры: в 2015 году общее потребление газа сократилось на 21% процент. В процентном сравнении 2014-2015 годов, сравнительно с уровнем 2013 года:
промышленность: -38%
население: – 33%
ТЕЦ: -29%
Бюджетные организации: -39%
Транспортация и утечки: -18%.
– Чистка в банковской системе. Закрыто 83 из 180 мутных банков, многие из которых – карманные банки олигархов и вообще какие-то сомнительные финансовые “прокладки”. Оставшиеся вынуждены открыть структуру менеджмента, играть по честным правилам. Количество недовольных и заказные кампании на международных финансовых форумах – показатель, что все правильно делается.
– Электронная система госзакупок ProZorro. Запущена в 2015, с 1 апреля 2016 стала общенациональной, с 1 августа 2016 стала обязательной по всей стране. Напомню, в 2013 был тендерный комитет (вспомнили, сравнили, глубоко выдохнули). Только цифры. По состоянию на ноябрь 2016, система существует в общей сложности 21 месяц. За это время ей воспользовались 15,5 тысяч государственных учреждений. 296 тысяч торгов на общую сумму 155,6 миллиардов гривен. Потенциальная экономия для бюджета составила около 6,6 миллиардов гривен. Систему отметили самой престижной мировой премией, WPA (World Procurement Award), и в следующем году именно в Киеве пройдет наибольший международный форум по публичным госзакупкам, PRIMO. Недавние данные Economist показывают, что наша система эффективнее, чем аналоги в странах ЕС.
– Новая патрульная полиция. При всех трудностях и скандалах, качество со старым инспектором петренко не сравнимое. Цифры: по состоянию на 2016 работает в 32 городах. 13000 патрульных. Дорожная полиция работает на отрезках международных автомагистралей в Одесской, Ровенской, Житомирской, Львовской, Киевской областях. Наибольшие вызовы: неопытность, рост преступности (кстати, вот подумайте, если в середине 1990-х, когда силовики наводили порядок, была волна посадок криминала за особо тяжкие, лет на 20 – когда эта волна будет выходить? правильно, в середине 2010-х).
– Е-декларации. В международных СМИ пишут, что это было требование МВФ (некоторые вообще путают грешное с праведным, и говорят, что это было требование ЕС, что неправда). На самом деле, это результат работы сотен активистов на протяжении более 2 лет. И в список требований МВФ декларации попросили включить тоже украинцы сами. Было огромное сопротивление на всех стадиях: голосования в парламенте, подписания, внедрение, и даже возня с сертификатами он-лайн платформы. Но тем не менее, платформа заработала в последних днях августа. У чиновников было 60 дней, чтоб подать декларации, 50 из которых почти никто ничего не подавал. Потом, под давлением Запада и при политической воли из Администрации Президента, лавина деклараций посыпалась. По данным НАЗК, наши декларации – одни из самых жестких в мире. Нигде в ЕС нет такого объема обязательного декларирования как у нас. В результате подано 115 тысяч деклараций, хотя ожидалось 40-50. Да, жлобство и коррупция в них шокирует. Но главное здесь – факт, что мы это таки увидели, и их заставили это все показать, и теперь есть за что их судить. Это очень болезненный шаг, очень опасный. И здесь безобразными я считаю попытки некоторых популистов, например Саакашвили, манипулировать и бить именно в самую больную точку, заявляя, что “последней каплей” стали декларации, когда он-де увидел какие они мерзавцы, и ни слова, про то, что это и есть огромный шаг вперед, что мы их увидели.
– Децентрализация. Только цифры: объединение громад достигнет 20% в декабре. Это самый быстрый и самый большой показатель в Европе. Объединенным громадам оставляют на месте 60% individual income tax, land tax, single tax, and excise tax. Такие местные бюджеты с первой половины 2015 года уже выросли на 300% – с 418 миллионов гривен до 1,32 миллиарда гривен.
– Армия и спецслужбы. Думаю, тут можно даже ничего не писать. Более 200 тысяч с боевым опытом, полный цикл ракетного производства независимый от России (включая твердое ракетное топливо, производящиеся в немногих странах в принципе). Вооружение, обеспечение несравнимо по всем показателям с 2014 и тем более 2013 годом. Первый в истории независимости переход к контрактной армии. 5% бюджета – больше чем во всех странах ЕС. По СБУ не хочется вдаваться в детали, но качество явно другое, при всех существующих проблемах.
– Строительство и реконструкция дорог по всей стране. Создание Дорожного фонда – чтоб все акцизы и сборы шли не в общий котел, а потом области оттуда клянчили, а в отдельный фонд. Что собирается с авто и автовладельцев – идет туда же, на дороги. Да, не так быстро, как хотелось, постепенно, с 25% в 2017 и до 100% в 2020, но это инфраструктурный прорыв.
– параллельные правоохранительные структуры: НАБУ, САП. Да, пока результатов не так много, как хочется, а хочется немедленно, но – они объективно только начали работать. В сентябре 2016, по результату 10 месяцев работы: 208 расследований (главы госкомпаний, прокуроры, судьи, госслужащие категории “А” и проч.) 25 судебных дел. 2 посаженных по делу Онищенко. По новым е-декларациям НАБУ уже запустило первые 4 уголовных дела по новой для Украины статье “незаконное обогащение”.
– открытие архивов КГБ; открытие публичных финансов, всех бюджетов – в он-лайн;
– не напоминаю такие мелочи как 3G (да, 2,5 года назад у нас был EDGE, товарищи), приход всех Uber и других технологий, электронные петиции на разных уровнях власти.
—————————————————————————————-
Не буду даже писать никаких выводов и взвешивать достижения и провалы на весах. Уверен, вы способны сделать это сами. Хочу только сказать, почему вначале поста я написал не “власть”, не “Порошенко”, и даже не абстрактное “Украинцы”. Я написал “гражданское общество”. Потому что в этом и разница реформ польских, балтийских, грузинских и – наших. Все их реформы проводились еще в эпоху до социальных сетей и до Интернета, по большому счету. Там была классическая модель – где-то больше, где-то меньше, но диссидентская элита свергает коммунистов и по запросу общества модернизирует страну. У нас другое – все изменения генерированы средним классом/гражданским обществом при помощи горизонтальных связей и создания десяток точек давления/напряжения еженедельно на протяжении более 900 дней. Давления на власть, которая, конечно, не является никакой новой (тем более, диссидентской) элитой, а только чуть более человеческим лицом старой. Консенсус таков, что под этим давлением и давлением Запада власть вынуждена действовать. Где она не подействовала – это мы недоработали. Этот подход мне кажется реалистичным. Анализируйте, читайте, ищите информацию в открытых источниках, сравнивайте. Потому что эмоциональная пена ” в общем” уже, честно говоря, начинает сильно утомлять.
Если что-то забыл или неправильно указал, поправьте – только конструктивно.