Политические новости

Политика России – создавать опасные ситуации, – американский дипломат

Бывший посол США в Украине Стивен Пайфер в интервью Эспрессо рассказал, зачем Россия пытается запугать Запад военными провокациями и чем это может обернуться.

В среду, 20 апреля, в Брюсселе состоялось совместное заседание Совета Россия – НАТО. Они не проводились уже два года – с того времени, как Россия оккупировала Крым.

Российские представители говорят, что довольны результатом встречи. Глава российской делегации, постоянный представитель России в НАТО Александр Грушко заявил, что сам факт проведения заседания говорит, что проект “изоляция России” провалился. С другой стороны, по его же словам, Россия не очень то и хочет восстанавливать отношения с Альянсом.

В свою очередь генсек НАТО Йенс Столтенберг отметил, что встреча не изменила ситуацию – глубокие и устойчивые разногласия между РФ и Альянсом продолжают существовать.

“Союзники по НАТО подтвердили, что не может быть практического сотрудничества до того времени, пока Россия не вернется к уважению международного законодательства. Но мы будем держать каналы коммуникации открытыми”, – сказал Столтенберг.

Таким образом, можно констатировать, что саммит Россия – НАТО стал именно тем, о чем говорили накануне его проведения – попыткой прояснения позиции обеих сторон. Никакого налаживания отношений не состоялось, Украину не предали – НАТО продолжает настаивать на незаконности аннексии Крыма и оккупации части районов на востоке Украины (пассаж Столтенберга относительно международного законодательства – именно об этом).

Накануне саммита на 9-м Киевском безопасностном форуме журналисты Эспрессо.TV пообщались с бывшим послом США в Украине Стивеном Пайфером по взаимодействию России и НАТО.

Сейчас Пайфер – старший научный сотрудник Центра США и Европы и директор по контролю и нераспространению вооружения в Институте Брукингса.

Недавно стало известно, что российские истребители пролетели близко от американского ракетного эсминца и это было довольно опасно. Раньше было впечатление, что Россия и НАТО собирались договориться по Сирии. Но сейчас мы наблюдаем эти движения со стороны российских военных. Можем ли говорить, что вернулась эра холодной войны?

Я не уверен, что мы можем использовать термин холодная война. Потому что в контексте холодной войны мы говорим о Советском союзе и Варшавском пакте. Однако сегодня мы говорим только о России. Поэтому это не холодная война. Сейчас мы переживаем самый сложный период в российских отношениях с Западом, начиная с 1991 года.

А поведение российских летчиков, которые пролетают над американскими кораблями, есть намеренно провокационным и абсолютно непрофессиональным. И это одно из крупнейших нарушений правил, которые мы согласовали еще в 1972 году. Тогда мы договорились, как избегать столкновений американских и советских войск, которые находились на близком расстоянии друг от друга.

Но мы уже не впервые наблюдаем за такими российскими действиями. Ожидаете ли вы, что после совместного саммита НАТО и России эти несанкционированные действия с российской стороны прекратятся?

Мы должны это увидеть. Я надеюсь, что после этой встречи мы придем к определенному соглашению и правилам по организации работы войск НАТО и России, которые работают очень близко друг от друга, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений.

Я считаю, что это будет полезно. Ведь ни одна сторона не хочет, чтобы произошли какие-то инциденты или ошибки, которые привели бы к столкновению. Но я не уверен, что россияне готовы это сделать. Иногда мне кажется, что им даже нравится рисковать и создавать такие инциденты. Потому что такие действия, как я считаю, является частью российской политики запугивания Запада.

Вы имеете в виду, что это такая их политика или некое иррациональное поведение с российской стороны?

Мне кажется, что это больше политика. Россияне работают над тем, чтобы создавать такие опасные ситуации и ошибки.

То есть это похоже на то, как президент Никсон прибегал как-то к политике сумасшедшего?

Возможно, да. Например, два года назад, когда был инцидент с российским самолетом, который пролетал с выключенным радаром. И в последний момент пилот шведских авиалиний уклонился, чтобы избежать столкновения. А что было бы, если бы оно все же случилось и убило сотни людей? Тогда было бы значительное давление на войска НАТО, чтобы они усилили свои усилия для перехвата российских самолетов. И мы бы имели очень сложную ситуацию, которая очень быстро развивалась. Это не должно быть в интересах ни одной из стран.

Турецкие военные уже сбили российский самолет. Есть ли риск, что начнется полномасштабный конфликт между странами НАТО и Россией?

Я не считаю, что это будет возможно. Но необходимо думать о том, чтобы обойти подобные столкновения в будущем.

regional