Трамп совершенно не воспринимает биполярный мир, который стремится возродить Москва, говорит Тарас Чорновил.
Проведенный CNN/ORC опрос, согласно которому на выборах президента США кандидат от республиканцев Дональд Трамп набирает 48%, а демократ Хиллари Клинтон – 45% нельзя воспринимать как нечто окончательное. И даже в случае в случае гипотетической победы скандального миллиардера Украина не лишится друзей из стана Республиканской партии, а Россия — снова станет “врагом №1” для США.
Об этом рассказал политический аналитик, эксперт по международной политике, бывший народный депутат Тарас Чорновил.
“Как правило, всем социологическим опросам, проводимым в США, доверять можно. Там не бывает манипуляций, и существуют обязательные нормы, которые должны соблюдаться при исследовании. В отличие от Украины — где могут публиковаться очень странные результаты социологических исследований, которые полностью выпадают из общей картины, и в которых не указывается, по чьему заказу проводилось исследование. В США при приведении опроса очень жестко соблюдают стандарты. К примеру, если делается опрос о симпатиях и антипатиях по отношению к участникам избирательной гонки, то перед этим никто не будет задавать пять наводящих вопросов, которые подталкивают респондента к соответствующему ответу, который хотят получить. Это — манипуляции, и это в США недопустимо”, — говорит эксперт по международной политике.
“Поэтому европейским или американским исследованиям верить им можно. Но они могут иметь разный статус: есть статус, который предусматривает общую социологию, а есть статус, предусматривающий очень широкий, но нерепрезентативный опрос среди читателей или слушателей, или зрителей своей аудитории. То есть респонденты издания далеко не всегда отвечают полному срезу общества США”, — подчеркнул политаналитик.
По его словам, CNN проводит такие опросы на основе своих программ и своей аудитории: “Это значит, что ответы дают постоянные зрители конкретной программы, причем довольно активные. Поэтому данный опрос не является абсолютно репрезентативным — это опрос среди аудитории. Аудитория достаточно широкая, она не является партийно ангажированной. Но все равно это не та социология, которую можно воспринимать как нечто окончательное”.
“Тем не менее, опрос показывает тревожную тенденцию. Ведь раньше опросы основных американских изданий всегда показывали, что Трамп проигрывает Клинтон. Теперь же на примере отдельных аудиторий мы видим, что ситуация меняется”, — говорит Чорновил.
“Для Украины это своего рода предупреждение о том, что не исключено, что придется серьезно корректировать свою внешнюю политику и искать способы влияния и общения с той политической средой, с которой общаться сложно. Плюс — Украине придется искать посредников для такого общения. Ведь США являются участником всех ключевых событий в мире, в том числе они существенно влияют на российско-украинский конфликт, войну на Донбассе. Ни “минский формат”, ни “нормандский, ни любой другой не могут работать без участия США”, — напомнил эксперт.
“Трамп не раз заявлял, что ему не особо интересны события в Европе, тем более, конфликт между Украиной и Россией, и что это дело Европы, а не его. Поэтому в случае гипотетической победы Трампа (которая сейчас стала чуть более вероятной, чем несколько месяцев назад, однако совершенно не является свершившимся фактом) Украина будет вынуждена искать посредников для того, чтобы общаться с Трампом. К примеру, в Республиканской партии США есть часть отказавшихся поддерживать Трампа, но есть и те, кто его по-прежнему поддерживает, и среди последних есть давний друг Украины — сенатор Маккейн, который в свое время проиграл Обаме, но который серьезно воспринимает Украину. Он четко заявил, что будет поддерживать Трампа и помогать ему формировать внешнюю политику и политику безопасности, которые, прежде всего, будут антироссийскими, а, кроме того, со счетов не будет сбрасываться вопрос поддержки Украины”, — уверен политаналитик.
“В случае победы Трампа придется меньше контактировать непосредственно с ним. Вариант, когда Порошенко мог спокойно звонить Обаме, регулярно в случае серьезных событий консультироваться с ним, просить о поддержке, теперь исчезнет. Возможно, не навсегда. Придется больше работать с лидерами Республиканской партии, в том числе с Маккейном. Если нас будут интересовать какие-то вещи, которые проходят через Сенат или Конгресс, нам придется общаться с лидерами обеих палат американского парламента. И только после этого, постепенно мы сможем подойти к непосредственному общению с Трампом. Работа с таким человеком, как Маккейн, вполне приемлема, однако при этом будет кардинально меняться дипломатическая картина нашей работы”, — считает Тарас Чорновил.
“Но рано или поздно для Трампа, с его невероятными амбициями и полным невосприятием биполярного мира, который так стремится возродить Россия, Россия снова станет “врагом №1″ и источником зла. Поэтому рано или поздно республиканская доктрина, которая выстраивается на том, что нужно противостоять СССР или России, свою роль сыграет. Так что будет просто переходной период, когда нам придется работать с Америкой через других лидеров Республиканской партии”, — резюмировал эксперт.