Политические новости

Политолог Станислав Белковский: Украина – не конечная цель Путина

Не стоит надеяться, что президенту РФ хватит Крыма и Донбасса. Отвлечь внимание российского народа от внутреннего экономического коллапса могут лишь завоевания других стран, убежден политолог Станислав Белковский.

Во всем, что происходит сегодня в российско-украинских отношениях, нельзя обойтись без анализа личности и психологии Владимира Путина. На прошедшем в Киеве Международном конгрессе “Украина–Россия: диалог”, инициатором которого стал экс-владелец ЮКОСа и бывший российский политзаключенный №1 Михаил Ходорковский, отдельной темой значилась “Стратегия Кремля в отношении Украины”. Среди множества спикеров самый точный и емкий психологический портрет президента РФ нарисовал известный российский политолог и публицист Станислав Белковский.

– В России нет автономных, дееспособных политических институтов. На сегодняшний день вся власть принадлежит одному человеку. Как известно, власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно, особенно если человек не вполне тверд умом.

Путину никогда не были присущи сверхценные идеи. Именно поэтому я не верю, что у президента РФ когда-либо существовали планы восстановления Советского Союза. Путин, безусловно, был гарантом интересов элит как на внутриполитической сцене России, так и в международном масштабе, и именно в этом качестве был приведен к власти. Эту миссию он выполнял 13 с лишним своего президентства. Но за это время произошло многое, что изменило и Путина, и Россию.

Путин оказался достаточно удачливым президентом, который, в своем собственном понимании, шел от победы к победе. Он накопил опыт спасения в критических политических ситуациях. Например, таких, как захват заложников в Театральном центре на Дубровке в 2002-м году или кризис с заложниками в Беслане в 2004-м. Особенно успешными для Путина, в его собственном понимании, были последние годы. Абсолютным апофеозом длящегося триумфа стала Олимпиада 2014 года в Сочи. Многие, в том числе я, говорили: “Что-нибудь обязательно случится”. Например, стадионы обвалятся, или город не выдержит заданного аврального темпа строительных работ. Многие из нас были уверены, что олимпийская сборная России займет далеко не первое место в командном зачете. Однако Путину в очередной раз повезло: стадионы не обвалились, по крайней мере пока, а сборная все-таки заняла первое место в общем медальном зачете.

Все это наложилось на общий тренд последних 14 лет – тотальное возвеличение Путина как его друзьями, так и его врагами. Друзья объяснили Путину, что Россия держится на нем и только на нем: мол, альтернативы ему нет. Примерно то же самое, но со знаком “минус”, объясняли ему и враги. В результате у Путина сформировались очень устойчивые представления как о собственной везучести, так и о собственном величии и незаменимости.

Путин образца 2014 года – это, конечно же, совсем не Путин образца 1999-2000 годов. Тогда он выдвигался во власть, будучи скорее обывателем, на российском престоле, преследовавшим вполне обывательские цели и культивировавшим такие же мечты, что и миллионы россиян.

С тех пор у Путина накопилась обида на Запад. В начале правления Путин был пусть умеренным, но западником. Антизападная риторика в основном предназначалась для внутреннего потребления и не распространялась на элитные слои России. Путин, в собственном понимании, выполнял практически все обязательства, которые он взял на себя перед Западом: не использовал в первые 13 лет своего правления никаких возможностей для расширения российской территории за счет механизма замороженных конфликтов на постсоветском пространстве. Он обещал Западу утопить космическую станцию “Мир” – утопил. Обещал вывести военные базы из Грузии – вывел.

Вспомним, что именно Путин первым принес соболезнования США в связи с терактами 11 сентября 2001 года. А еще трогательно, немного по-школярски, выступал на немецком Бундестаге в 2001-м, чтобы понравиться западной аудитории.

Путин морально готов отомстить и Западу, и Украине, даже если это грозит полной изоляцией России.

Особенно болезненной для Путина является тема Украины, поскольку, несмотря на всю свою везучесть, именно в этой стране он фарта не нашел и терпел одно поражение за другим. Это и 2004 год, когда Путин был абсолютно уверен, что “оранжевая революция” не победит и Виктор Янукович придет к власти. Это и 2010 год, когда он хотел видеть президентом Украины уже Юлию Тимошенко, а не Януковича. Ну и, конечно же, 2014 год, когда вопреки представлениям и договоренностям Путина, революция опять победила. Путин воспринял это как личную обиду, как сознательное желание испортить ему праздник, поскольку кульминация событий на Майдане пришлась на последние дни Олимпиады в Сочи.

Путин осознал: раз стать просто западным буржуа-политиком он уже никогда не сможет, то морально он вполне готов отомстить и Западу, и Украине за то, что здесь его ждали неудачи. Готов отомстить, даже если это грозит полной изоляцией России.

Кроме того, Путин мстит и собственной элите, гарантом которой он был много лет. Все эти годы российская элита не несла никакой ответственности и решала свои частные проблемы в международном масштабе под прикрытием Путина. Теперь же Путин считает, что вправе требовать от элит лояльности или, как минимум, выбора между их частными интересами на Западе и дальнейшим желанием зарабатывать деньги в подконтрольной ему России.
У Путина начался период “седина в бороду – бес в ребро”, только не на личном, а на международном фронте

Сейчас Путин переживает вторую молодость: он интересуется только международными делами и внешней политикой. Экономический коллапс самой России его не смущает, поскольку находится на периферии его сознания.

Обратите внимание, Путин ведь и в молодости занимался в основном внешними делами: работал в ГДР по линии КГБ СССР, в мэрии Санкт-Петербурга был заместителем по внешним связям. Так что его жизнь сегодня совершила очередной виток по принципу “седина в бороду – бес в ребро”, с поправкой, что это происходит не на личном, а на международном фронте.
Именно поэтому Путин не может и не хочет останавливаться. Надежды, что ему хватит сначала Крыма, а потом – Донбасса, тщетны. Отвлечь внимание российского народа от экономического коллапса и заставить его смириться с надвигающейся катастрофой можно только путем перманентной череды внешнеполитических побед. Украина, с одной стороны, не является для Путина конечной целью, а лишь плацдармом для торга с Западом. С другой стороны, для Путина Украина – территория личной мести, ведь все неприятности и неудачи столь фартового президента были связаны в основном с этой страной.

По материалам Gordonua.com
helen