Относительное перемирие на Донбассе, эскалация в Сирии и возобновившийся конфликт на Кавказе являются частью масштабной геополитической деятельности Кремля, говорится в отчете американской частной разведывательно-аналитической компании Stratfor, который есть в распоряжении "Апострофа". По мнению экспертов, Москва может попытаться создать на Ближнем Востоке новое карманное государство типа ДНР-ЛНР, а оккупированный Донбасс - вернуть в состав Украины, но на своих условиях.
Созданные при участии России карманные “государства” Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье и псевдореспублики ЛНР и ДНР являются одним из важнейших элементов внешней политики Кремля. Об этом говорится в отчете американской частной разведывательно-аналитической компании Stratfor, который есть в распоряжении “Апострофа”.
Эти квази-формирования, считают эксперты, имеют много общего. Во-первых, они достаточно маленькие: Южная Осетия занимает площадь приблизительно в 3,9 тыс. кв км с населением в 40 тыс. человек, Абхазия покрывает 8,5 тыс. кв км, на которых живут 240 тыс. людей, а Приднестровье — 4,1 тыс. кв км с населением около 555 тыс. человек. Во-вторых, они находятся в экономической изоляции и во многом зависят от российской финансовой помощи. Кроме того, с точки зрения руководства РФ, они расположены на стратегических территориях, с которых можно начинать интервенцию в Грузию, Молдову или Украину. Особую ценность для Москвы представляет наличие в этих регионах российских войск. Это не дает возможности западным странам предпринять в отношении непризнанных республик какие-то радикальные шаги.
Тем не менее, в последние годы Кремлю стало гораздо сложнее придерживаться стратегии поддержки карманных государств. “Помимо повторного “усыновления” (аннексии, – “Апостроф”) Крыма, который занимает площадь в 26 тыс. кв км с населением около 2 млн, Россия добавила в свою корзину также самопровозглашенные ЛНР и ДНР, которые совместно занимают около 16 тыс. кв км, и на территории которых проживает около 3,5 млн людей”, – говорится в документе.
По имеющимся у Stratfor сведениям, РФ ежегодно выделяет около $300 млн Абхазии, а также по $100 млн Приднестровью и Южной Осетии. В 2015 году Россия потратила по крайней мере $2,42 млрд на Крым, также, согласно отчету аналитика Высшей школы экономики Сергея Алексашенко, в федеральном бюджете на 2015 год предусмотрено минимум $2 млрд на самопровозглашенные “республики” Донбасса.
Вместе с тем, руководство РФ решило не ограничиваться странами бывшего СССР и сейчас активно наращивает свое военное присутствие на Ближнем Востоке. Так, в последние недели значительно выросло присутствие российских военных в прибережном анклаве Сирии Латакия. Судя по всему, считают в Stratfor, они намерены остаться там надолго. “С учетом того, что посредством переговоров ситуацию, скорее всего, не урегулировать, российский план заключается в том, чтобы помочь сирийским алавитам (последователям одного из направлений ислама, – “Апостроф”) сформировать свое государство”,- считают в американской частной разведке.
“Вне зависимости от того, будет Россия сильной или слабой, капиталистической, коммунистической или царской, она всегда будет стремиться обеспечить свою безопасность за счет форпостов по периметру страны. На востоке Украины ей хотелось бы распространить свое влияние на всю левобережную часть страны, но поскольку это невозможно, то Кремль сделает все, чтобы при помощи подконтрольных ему сепаратистов подрывать стабильность Украины и создать на Донбассе буферную зону. Контроль над Крымом, где располагается российская военно-морская база, дает выход через Черное море к Средиземному. Порты в Латакии и Тартусе на сирийском побережье Средиземного моря позволяют не только обеспечить свое присутствие в этих водах, но и влиять на ситуацию в Ливане. На Кавказе, где Россия и так увеличила свое присутствие, у нее есть возможность еще больше закрепиться в регионе за счет авантюры по Нагорному Карабаху”,- говорится в документе.
Планы насчет Украины
Специалисты Stratfor считают, что в списке приоритетов Кремля Украина занимает первое место. “Если Украина попадет под серьезное влияние Запада, российский юго-восточный фланг останется незащищенным. В интересах руководства РФ закрепиться по линии Днепра. Однако у России нет достаточно ресурсов, чтобы сделать это и выдержать сопутствующие военные и экономические потери. Поэтому ей необходимо остепениться. Лучшее, что может сделать сейчас Москва — выбить автономию для так называемых ЛНР и ДНР. Но если в Кремле почувствуют, что их требования игнорируют, на Донбассе тут же произойдет эскалация насилия. А как только Германия и Франция начнут давить на Киев, чтобы он пошел на уступки, бои сразу же пойдут на спад”, – спрогнозировали американские разведчики.
“Это сценарий, к которому все привыкли, но он далеко не идеален для Москвы. – отметили в Stratfor. – Несмотря ни на что, РФ не выведет свои войска с плацдарма на востоке Украины. Но с учетом того, что динамика развития боевых действий позволяет Киеву перенять американский военный опыт, России следует очень осторожно просчитывать свои военные маневры на востоке Украины. С одной стороны, Москве нужно четко показать, что любое давление Запада может привести к прямой конфронтации с россиянами, но, в то же время, РФ нельзя заходить так далеко, чтобы ситуация требовала более активного вмешательства США”.
Сирийский плацдарм на Ближнем Востоке
Действия России в Сирии взаимосвязаны с динамикой развития событий на территории Украины, полагают аналитики. По их мнению, РФ нужны общие сферы интереса с США для того, чтобы выстраивать конструктивный диалог. А поскольку Соединенные Штаты заинтересованы в борьбе с Исламским государством, Россия, поддерживающая режим нынешнего президента Сирии Башара Асада, является важным игроком в деле завершения гражданской войны. “США нужно добиться прекращения боевых действий, а для этого нужно садиться за стол переговоров. В том числе, с Россией и Ираном. Чем больше США зависят от России в проведении переговоров, тем больше уступок Москва может требовать по странам бывшего СССР”, – говорится в документе.
В Stratfor считают, что российская стратегия на Ближнем Востоке состоит из двух частей. Во-первых, Кремлю нужно создать основу для переговоров в Сирии, которую можно будет использовать как рычаг давления на США. Во-вторых, Москва одновременно готовится к худшему, поскольку высока вероятность того, что переговоры ни к чему не приведут, и война в стране продолжится. “Увеличение количества российских военных в сирийских портах Латакия и Тартус соответствует обеим этим целям. Источники Stratfor сообщают, что наращивание военного контингента в Сирии обошлось Москве приблизительно в $500 млн. Эти средства выделили из военного бюджета российского черноморского флота. По сути, российский план, разработанный совместно с Ираном, позволяет алавитам начать переговоры с позиции силы. При такой поддержке они де-факто получат отдельное государство”,- спрогнозировали эксперты из США.
Кавказ под угрозой эскалации
Среди прочего, аналитики частной американской разведки отмечают изменение политики РФ в отношении Кавказского региона. “В скором будущем может измениться статус-кво в Нагорном Карабахе, который занимает площадь в 4,4 тыс. кв км и имеет население в 150 тыс. человек. После вступления в силу соглашения о прекращении огня, с 1994 года, этот регион фактически находился под контролем Еревана (Армении, – “Апостроф”), а ситуация была заморожена. Теперь же Нагорный Карабах могут занять российские миротворцы”, – считают в Stratfor. Специалисты компании полагают, что власти богатого природными ресурсами Азербайджана могли заключить с Кремлем тайную сделку, согласно которой в скором будущем на территорию оспариваемого региона войдут российские миротворцы, что поспособствует его дальнейшему переходу под контроль Баку. При этом позицию всецело зависящей от России Армении учитывать никто не будет, предположили аналитики Stratfor: “На территории Армении и так находятся около 5 тыс. российских военных, а сама страна очень сильно зависит от РФ”.
Итоги
“Стратегия России — не дешевая, но совершенно рациональная с геополитической точки зрения. Россия слабеет изнутри. При этом ей приходится сталкиваться с усиливающимися позициями Соединенных Штатов вблизи своих границ. Тем не менее, пока РФ будет находиться в игре, она будет поддерживать свои позиции в ближнем зарубежье, чтобы использовать их против Запада. А выделение Москвой средств для своих карманных государств, даже с учетом нестабильности рубля, все еще является вполне разумным шагом с точки зрения Кремля. Основываясь на имеющихся данных, мы предполагаем, что Россия тратит по крайней мере $5 млрд в год на эти квази-государства. А это меньше, чем 3% от федерального бюджета страны на 2015 год, который рассчитан на $206 млрд”, – резюмировали в Stratfor.