Военный парад демонстрирует растущий и хорошо финансируемый сегмент собственных военных разработок Китая.
«Около 12 тыс. военнослужащих Народно-освободительной армии Китая, 100-200 самолетов и больше 500 единиц военной техники в четверг примут участие в военном параде в китайской столице, приуроченном к капитуляции Японии, которой ознаменовалось окончание Второй мировой войны», – пишет член Совета по глобальной повестке дня при Всемирном экономическом форуме Тейт Наркин в колонке для CNN.
Этот парад, пишет автор, призван послать различные сигналы как внутренней, так и внешней аудитории Китая – включительно с Соединенными Штатами и такими региональными соперниками КНР, как Япония и Тайвань. Последние втянуты в споры с КНР относительной территорий или вопросов суверенитета.
Заявление китайского правительства о том, что 84% вооружений, которые будут представлены на параде, ранее никогда не появлялись на публике, лишь подлило масла в огонь, подчёркивает аналитик. Тем не менее, многие из представленных единиц вооружений, наверняка, будут до определенной степени знакомы военным специалистам и спецслужбам, которые мониторят военный потенциал Китая.
Вместе с тем, поднявшаяся завеса – хотя бы на несколько часов – с достаточно закрытой программы военной модернизации Китая даст пищу для размышлений наблюдателям, стремящимся оценить эволюцию и скачки Китая в усовершенствовании своего военного потенциала, на недели.
Пожалуй, самым важным моментом в этом параде является то, что он демонстрирует растущий и хорошо финансируемый сегмент собственных военных разработок Китая, отмечает Наркин.
Хотя китайская оборонная промышленность по-прежнему отстает от США в области инноваций, масштаб и эффективность в ряде важных технологических областей – как, например, конструирование авиационных двигателей – на протяжении последнего десятилетия в значительной степени сгладили эти пробелы.
Запланированный парад также может стать мощным напоминанием об успехах китайской военной промышленности, что должно спровоцировать активизацию обсуждений в Вашингтоне, Токио и Тайбэе относительно новых подходов к управлению будущими военными и геополитическими угрозами в регионе.