Политические новости

“Сепары” наконец начали понимать свою никчемность

Сепаратисты наконец начали понимать свою никчемность – Кремль урезает финансирование, признания как не было, так и не ожидается.

Странный праздник себе удумали россияне – трехлетие воровства. В Крыму – пляски-песни, в Москве – торжества. Правда, без участия заказчика воровства – Владимира Путина, он не приехал праздновать в Москве и не поехал в Крым, как прежде. Причина – невнятная, про стыд лучше умолчать, а последний скандал с зачитанным покойным представителем РФ в ООН Чуркиным текстом обращения Януковича на заседании Совета Безопасности три года назад может стать главным документом обвинения России в агрессии. Как и в 1939 году, когда Советский Союз выгоняли из Лиги Наций – по той же причине, из-за агрессии против Финляндии. История с захватом Крыма и оккупацией Донбасса становится все более интересной, но и печальной для сепаратистов. Они ждали счастья и процветания, а получили санкции и нищету, как и те сепаратисты, кто мечтал о светлом будущем в начале 1990-х годов.

18 февраля Владимир Путин подписал указ о признании на российской территории паспортов “ДНР” и “ЛНР”. Правда, в указе уклончиво говорится о признании документов, “выданных гражданам Украины и лицам без гражданства, проживающим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины”. В самих сепаратистских регионах радостно зашумели о признании Москвой “ДНР” и “ЛНР”, эксперт Московской юридической академии Пауль Калиниченко заявил, за признанием Россией паспортов самопровозглашенных республик “вряд ли последуют санкции”. “Признание этих документов — это не признание этих государств”, — заявил он.

Праздник был испорчен тем, что крупнейшие российские банки отказались признавать “паспорта ДНР и ЛНР” документами, отказываясь проводить по ним банковские операции. Последний нож воткнула ООН: Верховный комиссар ООН по делам беженцев Филиппо Гранди заявил в интервью газете “Коммерсантъ”, что жителям Донбасса нужны удостоверения личности, но это не должно помешать выполнению Минских соглашений. Вредные украинцы предложили выдавать вместо паспортов ветеринарные книжки, которые обладают большей юридической силой. Эта история нова для Украины, но уже привычная для других стран, которых Россия четверть века шантажирует сепаратистами.

Всего на постсоветском пространстве при прямом участии России созданы несколько территорий с разными статусами: Абхазия и “Южная Осетия” — единственные частично признанные, то есть юридически признание оформлено Россией, Венесуэлой, Никарагуа и Науру, а также такими же сепаратистскими регионами – Приднестровьем, Карабахом и “ДНР”. Само собой, “Южная Осетия” и Абхазия признали друг друга. Приднестровье и Карабах не признаны никем, ни Россией, ни Арменией (в случае с Карабахом, хотя армянская армия была основной стороной во время войны с Азербайджаном начала 1990-х годов). Из новых сепаратистских регионов — Крым, аннексированный Россией, то есть незаконно присвоен. “ДНР” признан “ЛНР” и “Южной Осетией”, соответственно “ЛНР” признали ДНР и “Южная Осетия”. А Абхазия не признала никого.

Парадокс признательных игр заключается в том, что даже “Л/ДНР” ведут, как бы это не смешно звучало, собственную дипломатическую политику, отличную друг от друга.  К примеру, сепаратистская Сахарская Арабская Демократическая республика и “ЛНР” признали “Южную Осетию”, но не признали Абхазию. Такой разнобой связан скорее всего с плохой работой российского МИДа, который лоббирует признание постсоветских сепаратистов. Если в “ЛНР” наверняка что-то знают об “Южной Осетии”, то очень сомнительно, что о ней знают в сепаратистском анклаве Северной Африки. Поскольку часть признательных нот были пролоббированы с помощью “Газпрома”, как в случае с Вануату или Тувалу, то с Африкой случился казус – скорее всего, не сошлись в цене вопроса.

Еще один казус – признание двух оккупированных грузинских территории “государствами”, не имеющими никакого юридического статуса – это Автономное территориальное образование Гагаузия и Правительство Республики Сербская Краина в изгнании. И уже совсем необычная деталь – признание Абхазии и “Южной Осетии” двумя террористическими организациями – ХАМАС и Хезболла. Скорее всего, их решение признать “независимость” связано с особыми отношениями с Россией, поскольку ни Абхазия, ни “Южная Осетия” не являются мусульманскими территориями, но сам казус показателен – террористы приняли грузинских сепаратистов за своих единомышленников. Или это, скорее всего, была глупость со стороны российского МИД – чтобы в Сухуми и Цхинвали порадовались и такими партнерами.

На самом деле, сепаратистских регионов на постсоветском пространстве должно было быть больше. Кремль не мог в процессе развала СССР просто так принять независимость бывших советских республик – не для того “деды воевали”, захватывали, грабили и убивали, чтобы вот так запросто вернуть. Грузии не повезло больше всего – кроме Абхазии и “Южной Осетии” кремлевские политтехнологи работали над созданием еще одного самопровозглашения – жертвой должен был стать регион Самегрело, или Мегрелия, который населяет грузинский субэтнос – мегрелы, со своим языком. Следующим кандидатом на сепаратистский регион должен был стать регион Джавахетии, который населяют преимущественно этнические армяне, переселенные из Турции генералом Иваном Паскевичем в 1829 году. Попытки продолжаются до сих пор. К старым сепаратистам с 2014 года прибавились новые – Крым, “ДНР” и “ЛНР”.

Можно было бы задать риторический вопрос – куда вы все смотрели, но все равно пришлось бы самому отвечать – никуда: подавляющее большинство населения по-прежнему верит телевизионной пропаганде, которая не только врет, но и воспитывает страхи. Например, несколько вовремя сочиненных мифов о том, что “абхазы древнее грузин, поэтому грузины хотели уничтожить абхазов”, или тоже самое об осетинах, но с добавлением пару десятков геноцидов, которые перетерпел несчастный, но мужественный осетинский народ. Примерно такая легенда была в Карабахе, похожая, но с политическим оттенком – в Приднестровье. Когда разворачивались сепаратистские войны, никто и не думал, что их ждет впереди. Все только что жили в Советском Союзе и думали, что Москва справедлива, не догадываясь, что инициатором конфликтов была сама Москва.

Все эти года Кремль, взявший поначалу на финансовое обеспечение сепаратистов, помогал и морально: сочинялись сказки о том, что вот-вот возникнет великое абхазское государство, не менее великое югоосетинское государство, Карабах станет пупом земли, а в Приднестровье румыны будут ездить извиняться. Наивная интеллигенция из сепаратистов писала толстые программы по восстановлению национальных языков, культур, традиций и литературы. Но на деле, спустя четверть века, старики – носители абхазского языка – умирают, а “парламент” и “правительство” продолжают говорить на весьма странном русском языке, со слегка приблатненным акцентом. Ни о каких государствах, о которых мечтала интеллигенция, которой Кремль морочил голову в начале 1990-х годов, уже и речи нет: Абхазию, “Южную Осетию” и Приднестровье содержит российский бюджет, Карабах – армянский, соответственно, национальной валютой первых двух является российский рубль, в Приднестровье формально собственный рубль, реально – тоже российский, в Карабахе – армянский драм.

Кроме экономических и политических проблем, жители сепаратистских регионов испытывают бытовые трудности: у них нет проблем съездить в страну сказок – в Россию, но дальше – невозможно. Благодаря стараниям Грузии, абхазские или “югоосетинские” владельцы российских паспортов, а их больше 90%, не могут получить визы – ни в страны Шенгена, ни в другие страны. В середине 1990-х годов приднестровцы приезжали в Кишинев, получали молдавский паспорт, а затем бежали в посольство Румынии и становились обладателями паспорта страны-члена Шенгенской зоны. По большей части желающие получить образование или работу за границей лишены такой возможности. И это лишь часть последствий той кремлевской операции по шантажу строптивых стран, которые мечтали уйти от опостылевшей империи. Как это часто случалось в истории России, никто не просчитывал последствий.

Казалось, что новые сепаратисты должны были предвидеть последствия и для себя, но не зря же Путин в 2000 году начал восстановление традиций советской пропаганды, радуясь, что большинство людей на постсоветском пространстве так и не изменилось. Путин предложил вместо “светлого будущего” марксизма-ленинизма новую идею – националистический “русский мир”. Призывы встать с колен, возродить могущество, показать новую “кузькину мать” американцам возымели опять эффект кобры, когда зверьки следуют за хищником туда, куда позовут.

Прежние сепаратисты наконец начали понимать свою никчемность – Кремль урезает финансирование, признания как не было, так и не ожидается, экономическое состояние, скорее, напоминает огромную черную дыру, куда проваливаются все обещания, розданные за четверть века сделать их процветающими и развитыми. Теперь в такой же капкан угораздило попасть Крым и сепаратистов Донбасса. Как и в Сухуми, Цхинвали, Тирасполе или Степанакерте, так и в Донецке, Луганске и Симферополе не догадались полистать Устав ООН, или положения ОБСЕ и Совета Европы, чтобы убедиться в том, что их будущее – туманное, лишенное каких-либо оснований для радости в ближайшие годы, пока Россию наконец не добьют санкции. Для убедительности достаточно привести свежий пример, 80-летней давности, когда Гитлер в нарушение международных норм начал кроить карту мира по-своему. Чем закончилось не надо напоминать?

innika