Проект «Новороссия» закрыт, пишет историк Марк Солонин.
1. Утром 7 сентября, с опозданием на полтора дня, текст подписанного в Минске Протокола был опубликован. Причем, что примечательно, опубликовала его не Россия, которую на переговорах представлял чрезвычайный и полномочных посол, и даже не Украина, которую представлял специально уполномоченный пенсионер, а «третья сила» — ОБСЕ.
Впрочем, даже беглый анализ текста дает понять — почему в официальных российских СМИ текста не было, зато был поток сообщений в присно-памятном стиле «Западные СМИ оценивают переговоры в Минске как блестящую победу Путина». Разумеется, «блестящую», и успеть прокукарекать это надо было ДО ПУБЛИКАЦИИ подлинного текста.
2. В соответствии с подписанным соглашением статус Лугандонии будет в ближайшем будущем определен специальным Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон об особом статусе)». Подобная формулировка означает формально-юридическую ликвидацию самопровозглашенных «ЛНР» и «ДНР». Ибо как ни натягивай сову на глобус, но ВРЕМЕННЫЙ порядок МЕСТНОГО самоуправления в отдельных РАЙОНАХ двух областей Украины, причем порядок, определяемый Законом Украины — это не государственный суверенитет. И даже не конфедерация с «блокирующим пакетом» полномочий отдельных её субъектов. Не говоря уже о том, что Закон Украины о «временном порядке чего-то» может быть, спустя некоторое время, изменен, отменен, заменен; и всё это будет делаться в Киеве, в Верховной Раде Украины.
3. Разумеется, в сегодняшней ситуации формально-юридические дефиниции мало чего стоят. С учетом этого в Протоколе есть п.п. 4 и 10 : «Обеспечить постоянно действующий мониторинг на украинско-российской государственной границе и верификацию со стороны ОБСЕ с созданием зоны безопасности в приграничных районах; Вывести незаконные вооруженные формирования, военную технику, а также боевиков и наемников с территории Украины».
Прямое и точное выполнение этих пунктов означает фактическую смерть «ЛНР» и «ДНР», и это уже серьезно. Вряд ли надо особо доказывать, что без прямой вооруженной поддержки со стороны России упомянутые выше две террористические организации (таковыми их признал украинский суд) будут неминуемо и достаточно быстро ликвидированы.
4. Как всё это понимать, и почему Путин руками Зурабова ТАКОЕ подписал?
Я думаю, что понимать это надо просто: караул устал. «Коллективный (подчеркиваем это слово тремя жирными чертами) путин» решил закрыть проект «новороссия». Закрыть всерьез и надолго.
Практика, живая и убедительная практика показала и доказала, что у России нет внешнеполитического ресурса для открытого широкомасштабного вторжения в Украину, т.е. нет сил противостоять неизбежному в этом случае давлению Запада. Что же касается надежд на «всенародное восстание русскоязычного населения юго-востока Украины», то с этой химерой пришлось распрощаться еще 3-4 месяца назад.
5. Что в итоге — ЕСЛИ этот протокол будет выполняться. Изначально проект «новороссия» предполагал создание зависимого от Москвы государства на территории Харьковской, Луганской, Донецкой, Днепропетровской, Запорожской, Херсонской, Николаевской и Одесской областей Украины. Это 230 тыс. кв. км (больше, чем территория Эстонии, Латвии и Литвы, или, например, Австрии, Чехии и Словакии вместе взятых), выход к Черному морю с крупнейшими портами, мощная индустриальная база, высокие технологии, значительные запасы природного сырья. Или, другими словами, превращение Украины в отрезанную от моря, отсталую аграрную страну. Этот проект накрылся медным тазом.
Последние месяцы явно просматривался вариант «мини-новороссия», т.е. куски Луганской, Донецкой, Запорожской и Херсонской областей, связанные в коридор протяженностью 350 км от границы с Россией до крымского перешейка. И это проект накрылся медным тазом. Из 350 км удалось пройти не более 20-30, до восточных пригородов Мариуполя.
Предполагаемая территория «отдельных районов Донецкой и Луганской областей с особым статусом» представляет собой кусок размерами (очень ориентировочно) 160 на 75 км, что составляет порядка 5 процентов от мифической «новороссии» (или 2% от всей территории Украины).
С другой стороны, это целых три (по площади) Приднестровья с многомиллионным населением гигантской агломерации Луганск, Горловка, Донецк. Чем и как кормить эти миллионы, кто и зачем будет восстанавливать разрушенные города — вот, по сути дела, единственный вопрос, который остается открытым.
А на вопрос «за что погибли тысячи украинских патриотов?» уже есть исчерпывающий ответ: ради того, чтобы ВСЯ Украина не была превращена в «районы с особым статусом».