Хочу воспользоваться продолжающимся послепасхальным энтузиазмом украинских политиков и напомнить им о смертных грехах. В политическом контексте
Гордыня – трудно представить себе политика, устойчивого перед этим соблазном, ведь сама по себе политическая деятельность предполагает способность выделяться из толпы. Правда, в украинских реалиях зачастую достаточно правильных знакомств и готовности обеспечивать защиту интересов сильных мира сего.
Безотносительно к Пасхе слугам народа полезно пересмотреть свои календари на предмет интенсификации встреч с избирателями или посещения зоны АТО. Как-то мало по сравнению с прошлой осенью стало на страницах многих политиков в социальных сетях «героических» фото.
Алчность – боюсь, что преодолеть этот грех украинским политикам в ближайшем будущем не суждено. Дело даже не в том, что парламентарии и министры в современных реалиях люди преимущественно небедные, что выглядит несколько вызывающим в стране с самой маленькой в Европе средней зарплатой. Сама украинская политическая практика нацелена на использование властных полномочий для персонального обогащения, и правила приличия в этом вопросе абсолютно отсутствуют.
Зависть – миллионы избирателей вынуждены наблюдать за публичным размером обсуждения депутатского жалования, хотя 6-тысячная парламентская «минималка» для многих избирателей выглядит весьма внушительной суммой. Честно говоря, даже интересно увидеть когда-нибудь публичное проявление депутатской зависти по поводу законопроекта, более эффективно отстаивающего общественные интересы. Возможно, у нас это получится, но не факт, что скоро.
Гнев – этого чувства в украинских реалиях в избытке. Настолько много, что даже как-то неловко вспоминать «Юпитер, ты гневаешься – значит, ты не прав». Праведный гнев, направленный против политических оппонентов, и ситуативные его проявления на телевизионную камеру или микрофон журналиста – основа политического поведения большинства украинских политиков. Поэтому рискну предположить, что от этого греха они не откажутся, скорее, договорятся считать его малозначимым грешком. Так сказать, в порядке взаимозачета.
Похоть – в Украине не было громких сексуальных скандалов, связанных с политиками, за исключением натужно-педофильского вокруг лагеря «Артек» в 2009 году, на поверку оказавшегося предвыборной технологией. Поэтому в этот грешный компонент можно внести пошлость в разнообразных и масштабных проявлениях, мешающую действовать по-европейски. Чревоугодие. Стране сегодня не до жиру. Украинцы отнюдь не напоминают американцев своими габаритами, а вопрос набора политического веса зачастую решается удачным позиционированием в социальных сетях да парой-тройкой громких высказываний на лобных местах популярных телешоу.
Лень. На сегодня – самый страшный украинский грех. Особенно – для тех, от кого зависит принятие решений. Лениться и отлынивать от необходимости преобразований сегодня означает играть в поддавки с агрессором, лишать государство возможности победить в гибридной войне и ставить миллионы украинцев перед крайне неприятной перспективой потерять Родину. Понимают ли это в украинском истеблишменте? Я бы сказал – точечно-мерцающее понимание есть.
Уныние – я далек от стремления видеть всех слуг народа, сияющих голливудскими улыбками, но эпидемии «всепропальства» становятся хроническим явлением в украинской политике. Пора бы научиться рационально обходиться с собственными эмоциями и понимать, что к депутатскому слову по определению прислушиваются многие избиратели, поэтому любую, самую резонансную информацию необходимо фильтровать и преподносить в адекватном общественным настроениям виде.
P.S. Продолжительное наблюдение за политиками, продолжающими оставаться в режиме мирного времени в условиях противостояния с Россией, заставляет усомниться в способности адекватно воспринимать реальность. Знаю, что других политиков на сегодня в Украине нет, но нужна возможность для их появления. И она, безусловно, будет.