Подвиг, о котором надо знать. 18 июня воины 93-й механизированной бригады - старший лейтенант Алексей Шарко, солдаты Олег Лавров, Сергей Страп, Андрей Кулик под огнем противника по своей инициативе на бронированной ремонтно-эвакуационной машине эвакуировали украинский танк Т-64БМ "Булат", брошенный в непосредственной близости от опорного пункта российских боевиков в районе Донецкого аэропорта.
Об этом на страничке в facebook написал журналист Юрий Бутусов.
Позиции противника находились в 500 метрах от танка, который застрял в болоте еще зимой. За прошедшие месяцы танк завяз по самую башню, и достать его было непросто. “Булат” был в абсолютно исправном состоянии, и после эвакуации завелся сразу. 15 июня воины 169 учебного центра эвакуировали из этого района свой Т-64БВ, также оставленный там зимой. Очень достойный поступок.
Но старшему лейтенанту Шарко и его бойцам не было нужды спасать “Булат” – это танк из 1-й танковой бригады, не из их соединения. 93-я не несла за него никакой ответственности. Однако они решили рискнуть, чтобы спасти ценную боевую технику для Родины, и добровольно вызвались провести эту операцию, согласованную с командованием 2-й БТГР 93-й бригады.
Эвакуация была осуществлена под обстрелом противника.
“Булат” – это модификация Т-64, стоимость которой составляет 470 тысяч долларов (это стоимость не постройки танка, а модернизации полностью исправного Т-64 с новыми узлами и агрегатами, что само по себе стоит еще несколько сот тысяч долларов). Есть модификация “Булата” с тепловизорами, но такое сейчас в войска, увы, не поступает. Украинские танкисты “Булат” хвалят. К сожалению, закупки таких машин незначительны – у нас выделяются средства только для восстановления стандартных Т-64БВ. “Булаты” в ВСУ есть только на вооружении 1-й танковой бригады. К сожалению, за время войны противник захватил в исправном состоянии минимум два “Булата”, теперь катаются, хвастаются трофеями:
Командование 1-й танковой бригады заявило, что местонахождение трех “Булатов” неизвестно – но видео и фото по двум исправным машинам, захваченным противником широко распространено в сети. Такая же судьба могла ожидать и спасенный “Булат”. К сожалению, далеко не всегда наши командиры уделяют серьезное внимание эвакуации вышедшей из строя техники с поля боя. За оставление техники к ответственности не привлекают, хотя большая часть безвозвратных потерь бронетехники ВСУ – в результате технической неисправности, отсутствия ремонтных подразделений и запчастей, отсутствия в наличии средств эвакуации и не внимания к вопросам технического обеспечения войск, а не в результате огневого поражения противником.
Справедливости ради следует отметить, что три “Булата” 1-й танковой бригады, которые в результате боевых повреждений и аварий были оставлены экипажами в бою 17 января в поселке “Спартак” и на Путиловской развязке, были своевременно эвакуированы и введены в строй.
Тем более важным считаю отметить действия старшего лейтенанта Шарко и бойцов 93-й бригады по спасению ценной боевой техники. Государство должно награждать действия личного состава по сохранению техники, потому что иначе восполнять потери пришлось бы из государственного бюджета.
Все участники операции, которые рисковали жизнями ради успешного спасения танка “Булат” должны награждаться высокими государственными наградами, и поощряться командованием, такие случаи требуют максимального освещения в СМИ. Руководство Генерального штаба высоко оценивает действия группы Алексея Шарко, и надеюсь, все четверо будут представлены к высоким государственным наградам, а сами награды будут оформлены быстро. Людей надо поощрять за работу сразу, а не тогда, когда все забудут уже о самом событии…