Политические новости

Почему выборы в Харькове закончились с таким результатом, – Юрий Сапронов

Кандидат в мэры Харькова Юрий Сапронов рассказал об итогах избирательной кампании в Харькове.

По данным параллельного подсчета голосов гражданской сети ОПОРА, Юрий Сапронов на выборах мэра Харькова занял третье место (при одиннадцати кандидатах). Он набрал чуть больше 5% голосов и пропустил вперед действующего мэра Геннадия Кернеса и кандидата от Самопомощи Тараса Ситенко.

ЛІГАБізнесІнформ публикует интервью с бизнесменом и бывшим заместителем главы Харьковской ОГА по вопросам экономики Юрием Сапроновым. Он рассказал о том, как проходила предвыборная кампания, почему партии демократического альянса не смогли составить реальную конкуренцию команде нынешнего мэра и о том, какие проблемы Украины вскрыли местные выборы.

– Как для вас прошли эти выборы?

– Выборы прошли очень грязно. Я понимал, что так будет, но сознательно отказался от использования грязных методов предвыборной борьбы – когда-то же мы в Украине должны начинать действовать по-европейски, в конце концов. Но в мой адрес грязи было много, особенно в последние дни перед выборами. При этом ложь так мешали с правдой, что избирателю в этом разобраться было трудно даже при желании и умении. Я не оставлю это без ответа, и я уверен, что судебное разбирательство против автора публикации на Espresso.tv я выиграю. Что касается заказчиков, то их вывести на чистую воду очень сложно. Но конкретный журналист, который заказ выполнил, по суду ответит, я в этом уверен.

– Чем вы объясните победу Геннадия Кернеса уже в первом туре?

– Избиратели Кернеса дисциплинированы, они пришли и проголосовали. А демократические партии и кандидаты, которые опираются на самостоятельно мыслящих людей, на малый и средний бизнес, так и не смогли вывести многих своих сторонников на избирательные участки.

Я во время предвыборной кампании провел множество встреч со студентами, мы с ними интересно общались, но в день выборов явка на студенческих участках была очень низкой – в студгородке в Алексеевке, например, всего 11%. И не хотелось бы верить, что молодежь в большинстве политически пассивна, но спорить с цифрами невозможно. Малый процент голосующих студентов – это проявление того самого политического пофигизма, из-за которого старшее поколение решает за молодых, где им жить, как им жить. Это пройдет рано или поздно, но изменения в головах – длительный процесс, он идет медленно, и пока ему мало что помогает. Скажем, если бы появилась возможность электронного голосования, молодежь бы проголосовала вся… Но это пока мечты, я не знаю, будет ли это и, если будет, как оно будет работать. Так что все мои надежды на просвещение, а это работает не быстро.

В целом, выборы подтвердили, что в Харькове электорат демократических партий составляет не более 30%. Но если бы демократы консолидировали своих избирателей, конкуренция на выборах была более острой. К сожалению, силы снова были распылены, и результаты вы видите сами.

– Административный ресурс на выборах использовался?

– Примеров множество. Например, все маршрутки были увешаны избирательной рекламой Кернеса, и хотя понятно, что на транспортников надавили, предъявить юридически обоснованные претензии невозможно – хотя маршруты городские, но сами маршрутки частные, владельцы могут их заклеивать чем хотят. Похожая ситуация с билбордами на выходах из станций метро – они считаются малой архитектурной формой, и ограничения, наложенные на рекламу в метро, к ним якобы не относятся. В муниципальных больницах, учебных заведениях мне часто не давали провести встречи. И опротестовать такие вещи уже невозможно, и выглядит это сейчас как размахивание кулаками после драки, а я этого не хочу.

Но все-таки – при том, что применение административного ресурса на уровне городов и областей давно уже стало обычным делом и было вполне ожидаемым, Киев не сделал даже попытки предупредить местные власти, что такие нарушения будут выявляться и наказываться. Из-за этого и возникают разговоры о договорняке между Администрацией президента и Кернесом, хотя победа Кернеса, да еще в первом туре, при его известных сложных отношениях с центром совершенно не выглядит успехом киевских властей.

– Что можно ожидать после официального подведения итогов?

– Так или иначе, выборы прошли, избиратели высказались, мэр в городе есть, горсовет создан, теперь нужно будет смотреть, как пойдет работа. В городе много проблем. Харьков остается одним из важнейших экономических центров Украины, одним из семи регионов-экономических доноров. При этом у него 300-километровая граница с Россией, что в ситуации фактической войны вызывает большое напряжение.

Но при этом победу консервативных сил на выборах я бы не рассматривал как выражение якобы пророссийских настроений большинства избирателей. Я уверен, что это не так. Скорее, это реакция людей на то, что продолжает ухудшаться ситуация в экономике. Сокращаются рабочие места. Я ожидаю падение ВВП Украины по концу года не менее чем на 10%, а может и на 11%. Я ожидаю инфляцию по концу года более 50%. Это страшные вещи. Валовый региональный продукт падает. При этом Российская Федерация по официальным данным Госстата Украины по итогам первого полугодия остается для страны экспортером и импортером номер один, а это значит, что наша экономическая зависимость от России сохраняется.

А на других рынках нас, в общем, никто не ждет, ведь за новые рынки нужно бороться. Но попыток исправить ситуацию не видно, люди теряют надежду на улучшение, на способность демократических сил улучшить их жизнь. Да, реформы – это больно, это непопулярно, но оттого не менее необходимо. Без них все равно не обойтись.

Разочарование ещё и в том, что упущен момент, когда реформы были быстро осуществимы и были бы приняты с пониманием большинством на волне политических перемен. А вместо этого снова в порядке вещей компромиссные решения, договоренности между политическими группировками, все как и в прошедшие 25 лет. А экономическая ситуация в это время ухудшается.

Для меня это означает, что нынешнее правительство – политический банкрот, в том числе и в смысле потери доверия населения. Я считаю, что президенту Порошенко, как бы они ни хотел этого избежать, придется предпринять болезненные меры для того, чтобы выйти из сложившегося тяжелого положения, убрать то, что мешает переменам, чтобы они снова набрали динамику. При этом в правительстве мне очень импонирует Яресько. Это классический министр финансов, такой, каким он должен быть – жлоб (в хорошем смысле слова) и профессионал.

Я, несмотря на седую голову, всё-таки надеюсь, что мы научимся не упускать возможности улучшить свою жизнь. В середине 2000-х я мечтал, что через пару лет мои дети получат возможность пересекать границы с украинскими паспортами без виз – не сбылось. Пришел Янукович – я надеялся, что он станет Ли Куан Ю для Украины, – а взамен мы получили то, что получили. Неужели Украину нужно 40 лет водить по пустыне, чтобы мы стали нормальным обществом, чтобы рынок стал конкурентным, чтобы к людям относились так, как относятся во всем мире – и так далее.

Может, я неисправимый романтик, но мне нравится то, что делает в Одессе Михаил Саакашвили. Я понимаю, конечно, что он олимпийский чемпион по пиару, но если с реформами получится у Саакашвили в Одесском регионе, то получится и у всей Украины.

regional