Политические новости

“Искандерам будет не до смеха”, – военный историк

Важным элементом боеспособности любого государства является наличие серьезных сил сдерживания. И если небольшие европейские страны нашли выход в создании "зонтика НАТО", то Украине, которая 25 лет своей независимости не могла окончательно определиться с геополитическими перспективами, этот элемент как оказалось является практически единственным фактором сохранения государственности, пишет Михаил Жирохов для "Народной правды".

В начале 1990-х годов наши неядерные силы сдерживания представляли собой дивизию бомбардировщиков Ту-22М и пару сотен комплексов оперативно-тактических ракет 9К72 “Эльбрус”, 9К52 “Луна-М” с возможностью нанесения ударов на дальность до 300 км (более известные по западному обозначению “Скад”) и 9К79-1 “Точка-У” (дальность 120 км).

Наличие тактических ракет такого уровня позволяло наносить относительно высокоточные удары по объектам противника, командным пунктам, скоплениям войск, складам и аэродромам, находящимся за линией фронта при отсутствии господства в воздухе.

Однако в начале 2000-х годов под серьезным давлением со стороны Запада и вследствие откровенно пророссийской позиции нашего политического руководства на вооружении остались только несколько комплексов “Точка-У” с явно недостаточными для выполнения стратегических задач характеристиками.

БОЕВАЯ МАШИНА ОТРК “ТОЧКА-У”

В то же время нельзя говорить о том, что военное руководство не понимало опасности создавшейся ситуации, когда фактически “ракетный щит” зависел от зарубежных комплектующих — а после распада СССР предприятия, которые создавали комплексы и выпускали запчасти в основном остались за пределами Украины. И при этом в самой Украине имелось несколько очень крупных предприятий ракетной промышленности, которые имели потенциал для создания и производства ракет. Наиболее перспективным было сотрудничество с Конструкторским бюро “Южное” им. Янгеля в Днепропетровске, где было разработано 12 из 20 типов советских межконтинентальных баллистических ракет.

Поэтому еще в 1992 году по инициативе Минобороны Украины было открыто сразу несколько десятков опытно-конструкторских работ по созданию украинских образцов ракетно-реактивного вооружения, а также многочисленных обеспечивающих систем – навигации, геодезической привязки и т. д.

Через два года начались работы и по созданию оперативно-тактического комплекса, который получил название “Борисфен”. Деталей по этому проекту известно немного, но вполне очевидно, что изначально он создавался как замена “Скаду”, однако после 1998 году, когда после вступления Украины в РКРТ (Режим контроля над нераспространением ракетных технологий), что давало право создавать ракеты дальностью до 500 км, был перепроектирован.

Именно в “Борисфене” была сформулирована общая концепция, которой украинские ракетостроители придерживаются до сих пор. А именно — одноступенчатая ракета с твердотопливным двигателем с головкой самонаведения и точностью 3 — 5 м с минометным стартом из транспортно-пускового контейнера.

В целом можно говорить о том, что дальше формирования общего облика на бумаге дело не пошло, а в 2003 году из-за отсутствия финансирования проект был закрыт.

Зато он стал прекрасной основой для крайне амбициозного проекта многофункционального ракетного оперативно-тактического комплекса “Сапсан”, решение о разработке которого при активной поддержке президента Виктора Ющенко в 2006 году принял СНБО. Планировалось потратить на разработку около 700—800 млн.грн. ($140-160 млн) Еще около 1,5 млрд.грн. планировалось выделить на поставку этого вида вооружений войскам после 2012 года.

Был заключён договор с конструкторским бюро “Южное” и начались серьезные работы в этом направлении.

Поначалу суммы из государственного бюджета выделялись достаточно стабильно — так, в 2007 году на финансирование работ по проекту было выделено $12 млн — что позволило к 2009 году завершить эскизный проект комплекса. К октябрю 2011 года разработчики оценивали возможности принятия “Сапсана” на вооружение до конца 2015 года. При этом на тот момент в проекте создания комплекса было задействованы около 70 предприятий Украины и еще 99 % компонентов комплекса были украинского производства.

Такие темпы вызывали небывалое противодействие со стороны России и через своих агентов влияния Кремль добился прекращения работ по этому проекту. В июне 2013 года после того как в проект было вложено свыше 200 млн гривен, министр обороны Павел Лебедев (член БЮТ, а затем Партии регионов, после Революции Достоинства сбежал в Крым, сейчас разыскивается украинской военной прокуратурой) своим решением остановил финансирование работ по проекту.

Для конструкторов КБ “Южное” это был крах — фактически имея готовый проект, они оказались “за бортом” Госзаказа. В этих условиях был предпринят весьма смелый шаг — выход на мировой рынок с проектом оперативно-тактической ракеты “Гром” с дальностью пуска в 280 км (искусственное ограничения для экспортных поставок). Очень скоро нашелся и инозаказчик — Саудовская Аравия, которая уже достаточно долго пыталась купить российские “Искандеры”. После не длительных переговоров Эр-Рияд перечислил около $40 млн на соответствующие доработки данного тактического ракетного комплекса.

ОТРК “ГРОМ” (ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ)

После аннексии Крыма и начала войны на Донбассе работы над проектом “Сапсан” были возобновлены — новый проект получил название “Гром-2”. Основным отличием от “саудовской” ракеты стала дальность поражения цели в 500 км. Остальные характеристики на сегодня засекречены, поэтому все цифры носят оценочный характер.

Можно говорить о том, что “Гром-2” предназначен для поражения одиночных и групповых стационарных целей на дальностях от 80 до 500 км. Вес боевого блока одноступенчатой баллистической ракеты с боевой частью по моноблочной или кассетной схеме составит 480 кг. Расчетная площадь поражения ракеты с кассетной частью — более 10 000 кв. метров.

Вес ракеты с пусковым контейнером длиной 7,2 метра составляет 3,5 тонны. Бортовая система управления ракеты — инерциальная, комплектуемая системами навигации и наведения различного типа (радиолокационными, оптико-электронными).

Автоматизированная пусковая установка комплекса базируется на шасси грузового автомобиля высокой проходимости (в базовом варианте — КрАЗ, также возможно использование гусеничной платформы разработки конструкторского бюро им.Морозова) и снабжена набором систем и оборудования для автономного осуществления подготовки к пуску и пуска ракеты, который осуществляется по минометному типу.

По мнению специалистов, оптимальным вариантом структурного построения подразделений, оснащенных ОТРК “Сапсан” станут батареи из 2-3 самоходных пусковых установок и передвижного командного пункта.

О состоянии программы разработки комплекса известно немного. В январе 2016 года президент Петр Порошенко сообщил, что в утверждённом варианте государственного военного заказа Украины на 2016 год предусмотрено выделение финансирования государственной целевой программы создания многоцелевого ракетного комплекса. При этом некоторым СМИ сообщали, что завершение первой очереди испытаний было запланировано на осень 2016 года.

Уже 1 декабря 2016 года было опубликовано сообщение об успешных запусках тактических ракет “Гром” и зенитных ракет “Днепр” на полигоне на юге Украины, однако официального подтверждения этой информации не было.

В апреле 2017 года генеральный конструктор КБ “Южное” Александр Дегтярев сообщил, что комплекс “Гром” находится на стадии окончательной доводки ракеты.

В мае 2017 года очевидцы опубликовали в Интернете фото самоходной пусковой установки комплекса по дороге из Харькова в Днипро. В машине явно угадываются черты, характерные для изделий “Минского завода колёсных тягачей”.

ОТРК “ГРОМ-2”

Стоит сказать, что принятие на вооружение комплекса “Гром-2” с возможностью поражения целей в радиусе до 500 км позволяет от границы контролировать большую часть приграничной территории Российской Федерации, появляется также возможность нанесения точечных ударов по оккупированной территории Донбасса и Крыма.

Именно такое вооружение чаще всего использует Россия для своей излюбленной тактики запугивания соседних стран. Речь идет, прежде всего, о ракетных установках “Искандер”. Так, переброской таких комплексов в Калининградскую область, Россия имеет реальную возможность реально накалить обстановку в балтийском регионе. Ведь отсюда российские ракеты могут поразить поразить целый ряд европейских столиц – Берлин, Копенгаген, Стокгольм, Варшаву, Вильнюс и Ригу.

РОССИЙСКИЙ ОТРК “ИСКАНДЕР-М”

Еще одним оружием, которое должно усилить оборонный рубеж Украины, должна стать крылатая ракета “Коршун” разработки все того же КБ “Южное”. Эта крылатая ракета по габаритам, массе и общей конфигурации, обнаруживает определенное сходство с КБ Х-55 и неядерной Х-555, двигатели для которых (МС-350 и МС-400) выпускаются на запорожском ОАО “Мотор Сич”. При гораздо меньших габаритах чем “Гром-2”, “Коршун” несет все ту же полутонную боевую часть и может базироваться не только на наземных пусковых установках (на колесной платформе можно разместить сразу четыре ракеты), но и на кораблях и даже истребителях типа Су-27.

В связи с тем, что “Коршун” — это крылатая ракета, ее задачей являться прохождение системы ПВО противника на сверхмалой высоте до 50 метров, ниже “уровня радаров”, огибая рельеф местности. Серьезным отличием является дальность применения — всего 280 км. Причем некоторые специалисты отмечают, что комплекс имеет серьезные возможности для увеличения дальности применения — так, ракета Х-555, которая имеет практически идентичные размеры и вес, оснащена таким же по мощности двигателем и несет аналогичную по массе боевую часть, летит на дальность в 2000 (!) километров.

По всей видимости, “Коршун” оснащен комбинированной системой управления, которая объединит инерциальную и GPS/GLONASS-навигацию. Противокорабельная версия ракеты будет иметь ГСН для конечного наведения.

Используемые боеголовки могут быть различного типа: осколочно-фугасная, проникающая и кассетная.

“Коршун” демонстрировался на различных выставках и есть большая доля вероятности, что он находится на заключительной стадии испытаний и принятия на вооружение ВСУ. Дело в том, что на базе двигателя МС-400 в Китае в 2009 году была создана собственная крылатая ракета CJ-10, в разработке которой по некоторым неподтвержденным данным принимали участие украинские специалисты.

А после посещения в конце сентября 2014 года делегацией ВПК Беларуси оборонных предприятий в Киеве, Львове, Днепропетровске (ныне — Днипро), Чернигове, Минск заявил о скором принятии на вооружение собственной крылатой ракеты “Аист”. Причем новая ракета подозрительно напоминает наш проект “Коршун”, о чем белорусские эксперты говорят вслух.

Не стоит также забывать, что принятие на вооружение ракетного комплекса является только первым этапом. Ведь высокоточное оружие — это целый комплекс вооружений, в котором интегрированы разведка, управление и средства поражения, которые функционируют в реальном масштабе времени. Общий принцип — сведение в одну оперативную структуру подразделений огневого поражения и подразделений разведки. И наличие высокоточного оружия является лишь одним из элементов.

Так, например, на вооружении ВСУ до сих пор (на четвертый год войны!) нет своего разведывательного БПЛА, который может использоваться в системах высокоточного оружия. Нет не только готовых решений, но даже штатных структур.

То есть создание нового ракетного комплекса для сухопутных войск не имеет особого смысла без развертывания систем разведки, управления и целеуказания. Именно из-за отсутствия подобных структур было крайне неэффективным применение комплексов “Точка-У” в ходе летней кампании 2014 года на Донбассе. В ходе личных бесед очень многие ветераны той войны рассказывали о наведении ракет с помощью мобильного телефона “по лаптю” с примерными (!) координатами цели по картам Генштаба СССР 1950-х годов.

И это, например, прекрасно понимают наши северные соседи. Наравне с количественным наполнением армии комплексами “Искандер” основным направлением дальнейшего развития системы боевого применения этого оружия стал переход к разведывательно-огневой системе (РОС) сухопутных войск как составной части аналогичной общевойсковой системы. По российским данным в идеале считается возможным поражение противника в течение 3-5 минут от момента обнаружения.

Подводя итог, можно говорить, что аннексия Крыма и война на Донбассе и сложившаяся в этой связи новая геополитическая реальность только подстегнули развитие украинской ракетной программы. Результаты вложения колоссальных средств при сохранении нынешних темпов финансирования будут видны уже в 2018 — 2020 гг., когда наши вооруженные силы получат мощные неядерные инструменты сдерживания.

innika