Если в двух словах, экономика Крыма находится в состоянии: пациент скорее мертв, чем жив. Была такая фраза в сказке о Буратино. Поэтому говорить всерьез о каком-то инвестиционном росте или присутствии инвестиционных интересов кого-либо, кроме кремлевских властей, в Крыму бессмысленно - этого нет, что бы там ни рассказывали оккупанты и коллаборационисты.
По итогам 2017 года в Автономной Республике Крым и на оккупированной территории города Севастополя из 80-85% того, что можем назвать инвестициями — это инвестиции из федерального бюджета Российской Федерации. Например, Федеральная целевая программа “Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополь до 2020 года” предусматривает финансирование из федерального бюджета на 95.9%. При этом, мы наблюдаем системные проблемы с освоением уже выделенных бюджетных средств по отдельным федеральным программам, которые в общем-то не успевают выполняться. Об этом не раз уже появлялась информация в российской прессе и в крымских оккупационных средствах массовой информации.
Других инвестиций в Крыму нет. Соответственно и это одна из сторон, которая отображает реальность того, что осталось от крымской экономики на пятом году оккупации.
По поводу той ситуации, которая сложилась вокруг розничной торговли продуктами питания и другими товарами непродовольственных групп накануне майских праздников, когда в целом по Крыму – в Ялте, Севастополе, Симферополе и других городах был закрыт ряд супермаркетов. По сути люди потеряли возможность просто приобретать товары, и в первую очередь речь идет о товарах продовольственных групп.
На наш взгляд причин здесь несколько. Говоря о причинах надо немного в хронологии вернуться назад и вспомнить о ситуации, которая сложилась вокруг борьбы оккупантов со свиной чумой в Крыму, в результате которой было уничтожено огромное количество и свинопоголовья, и поголовья крупного рогатого скота в Крыму. Это при том, что Крым никогда на 100% не мог обеспечить себя ни свининой, ни говядиной, и до оккупации все это завозилось для полного обеспечения с материковой части Украины.
Так вот, свиная чума. Кто является производителем свиней в первую очередь в Крыму? Это представители малого бизнеса, это мелкие фермеры. Мы уже говорили о том, что для той модели государства и управления в России, которая на сегодняшний день сложилась и которая диктует внутреннюю и внешнюю политику, проводимую Россией в целом, малый бизнес является антагонизмом, это враг сложившейся модели.
Причина в том, что представители малого и среднего бизнеса — это люди с более свободным мышлением. А свободное мышление в рамках существующей российской модели отношений в государстве, которая выстроена в Российской Федерации, неприемлемо. И это все в своем значении в разы увеличивается на оккупированной территории Крыма, где наличие свободы мысли и поведения в рамках военной базы на оккупированной территории не предполагается вообще. А значит тогда владельцев малого и среднего бизнеса надо лишить возможности зарабатывать деньги.
Вот первая причина так называемой свиной чумы в Крыму. Цель минимум – поставить представителей малого бизнеса в зависимость, с точки зрения выживания, от оккупационных властей и, соответственно, понудить к лояльности. Цель максимум – выдавить граждан Украины, проживающих в Крыму, за пределы оккупированной территории.Причина вторая. Действующий на сегодняшний день министр сельского хозяйства Российской Федерации А.Н. Ткачев, бывший губернатор Краснодарского края, является владельцем, или через кого-то владельцем, или контролирует производство и свинины, и крупного рогатого скота по всему Краснодарскому краю. С его точки зрения, Крым — это всего лишь рынок сбыта, а значит собственных ресурсов на рынке сбыта быть не должно. Цель – создание монополии, в максимально возможном варианте, на оккупированной территории Крыма для сбыта собственной продукции. Типичная модель поведения для российской действительности.
Точно также где-то во второй половине 2017-го года эта же личность, министр сельского хозяйства Российской Федерации, перекупил ту часть торговой сети АТБ, которая была в Крыму и которую владельцы, после начала оккупации, перерегистрировали уже как резидента РФ. И я думаю, что в рамках той привычной модели взаимоотношений, в данном случае, в экономическом пространстве РФ — это всего лишь получение конкурентных преимуществ с использованием административного ресурса. Конкурентов надо убрать с рынка, чтобы АТБ как самая большая розничная сеть в Крыму, с точки зрения количества магазинов, могла максимизировать прибыль в интересах владельца. Цель – лишить конкурентов возможности нормально работать. В экономике это называется недобросовестная конкуренция.
А тут, для реализации этой цели, есть замечательный повод – в Кемерово в торговом центре сгорели дети, а значит можно дать команду под любым предлогом найти, а их всегда можно найти при желании, какие-то недоработки, несоблюдение каких-то технических условий. И по этой причине перед майскими праздниками оккупационные суды в Крыму вынесли ряд решений о временном закрытии супермаркетов. На наш взгляд примерно так выглядит эта картина.
Крымский экономист Юрий Смелянский