В связи с актом агрессии РФ против Украины районе Керченского пролива 25.11.2018 г., по требованию Постоянного представительства Украины при международных организациях в Вене, на следующий день после российского нападения было созвано внеочередное заседание Постоянного совета (ПC) ОБСЕ.
Об этом пишет народный депутат и координатор “Информационного сопротивления” Дмитрий Тымчук.
В целом выступления были в формулировках, свойственных Европе. Как бы и поддержали Украину, но очень осторожно:
– «выражена обеспокоенность» ситуацией в Азовском море и Керченском проливе;
– «стороны конфликта» были «призваны воздержаться от эскалации», «отказаться от дальнейших провокаций» и «вступить в диалог с целью уменьшения дальнейшего обострения ситуации», соблюдать положения Венского документа и региональных мер по укреплению доверия и безопасности;
– было предложено проведение дополнительных консультаций «по своевременному и эффективному реагированию»;
– СММ и Центру предупреждения конфликтов ОБСЕ предложено рассмотреть варианты расширения мониторинга, который в настоящее время ограничивается техническим наблюдением прибрежной зоны Азовского моря.
В общем, практически все то же, что мы услышали от других структур ЕС относительно ситуации.
Но здесь стоит обратить внимание на позицию в ПС ОБСЕ такой страны, как Швейцария. В частности, ранее в украинско-российских вопросах делегация Швейцарии традиционно высказывалась преимущественно нейтрально, не поддерживая ни одну из сторон.
Но не в этот раз.
В своем заявлении представитель Швейцарии отметил, что присутствие украинских кораблей в месте, где была совершена атака россиян, не могла составлять какой-либо угрозы инфраструктуре РФ, поэтому действия РФ не понятны.
Кроме того, «правовое обоснование», которое привела делегация РФ, пытаясь прикрыть свою агрессию близ Керченского пролива (статьи 19 и 21 Конвенции ООН по морскому международному праву 1982 года), по мнению представителя Швейцарии, вообще не может применяться в данном случае. Уже потому, что ни одна из стран ОБСЕ не признала результатов проведения т.н. «крымского референдума» и считают Крымский полуостров украинской территорией. Напротив, по его словам, РФ должна предоставить объяснение, на каком основании вообще проводились подобные действия военных судов РФ у побережья Крыма, поскольку страны участники не признают крымский полуостров и прилегающую акваторию частью территории РФ? Цитата: “Почему военные силы РФ действовали таким образом? Требует выяснения – действовали они по приказу, или самостоятельно?”
Постпред РФ был, мягко говоря, удивлен подобной реакцией Швейцарии.
…Да, в случае с актом вооруженной агрессии РФ в Азовском море, на пятом году «гибридной агрессии» Путина против Украины, мы могли бы ожидать от ЕС (прежде всего – участников «Минского процесса» в лице Германии и Франции) более внятной реакции и более адекватной оценки действий России.
Однако и тот факт, что страны ЕС акцентируют в данном случае внимание на непризнании цивилизованным миром Крыма частью территории РФ – думается, тоже показатель. Как показателем является и щелчок по носу Москве от такой нейтральной страны, как Швейцария.