Решение Ангелы Меркель уйти с поста главы ХДС поднимает три вопроса: чем запомнится эра Меркель, почему она подходит к концу и что будет дальше, пишет колумнист Financial Times Гидеон Рахман.
«Годы канцлерства Меркель запомнятся, вероятно, как период роста процветания и могущества Германии», — считает автор статьи. Экономика Германии неуклонно росла, а до какой степени страна стала де-факто дипломатическим лидером Европы, было подчеркнуто, когда канцлер возглавила реакцию Европы на аннексию Крыма.
Однако внутренняя оппозиция политике Меркель в отношении беженцев подстегнула рост крайне правой «Альтернативы для Германии», которая стала официальной оппозицией в парламенте. Уровень поддержки ХДС снижался, и последним ударом стали плохие показатели партии на выборах в Гессене. Недовольство в правящей партии растет, и Меркель теперь приходится на него реагировать.
«Поскольку Германия сейчас очевидно является доминирующим игроком в ЕС, политический курс, принятый в Берлине на закате эры Меркель, будет иметь решающее значение для будущего евро, для решения вопроса с «Брекзитом» и для будущих отношений ЕС как с Россией, так и с США», — говорится в статье.
Те, кто ждал от Германии защиты многостороннего, основанного на правилах порядка перед лицом националистской и протекционистской политики Дональда Трампа и реваншизма Владимира Путина, присудили Меркель неофициальный титул лидера Запада. «Но отступление Меркель, вероятно, сделает Германию более замкнутой и нестабильной, а значит, менее способной быть лидером в Европе и на международной арене», — полагает Рахман.
Вероятно также, что преемник Меркель на посту лидера ХДС попытается увести партию вправо в ответ на подъем АДГ. «Это может означать, что Германия начнет занимать более «эгоцентричную» позицию по таким вопросам, как беженцы и реформа еврозоны. В свою очередь, это, вероятно, станет плохой новостью для амбициозных реформ в ЕС, предложенных президентом Франции Эммануэлем Макроном, а также будет означать, что ЕС займет жесткую линию в отношении Италии с ее высокой задолженностью», — отмечает колумнист.
ХДС не единственная традиционная партия, которая столкнулась с проблемами. Ее партнер по коалиции, левоцентристская СДПГ, переживает еще более серьезный упадок и уступает голоса «Зеленым» и «Левой партии». «После длительного периода, когда на политическом ландшафте доминировали две центристские партии, немецкая политика становится более поляризованной и непредсказуемой. В этом плане Германия находится полностью в русле мировых тенденций», — заключает Рахман.