Политические новости

На Донбассе Россия сделала Украине отличный подарок

Украина в очередной раз получила живые доказательства присутствия кадровых российских военных в зоне вооруженного конфликта на востоке страны. На этот раз на Донбассе "заблудился" 21-летний разведчик Виктор Агеев, которого взяли в плен украинские военные. Как Украина распорядится новым козырем в противостоянии с РФ и обменяют ли Агеева на пленных украинских солдат, разбирался "Апостроф".

Российский контрактник попал в плен в районе села Желобок, что в Луганской области, в субботу, 24 июня. “Это произошло днем. На Луганщине наши ребята обнаружили диверсионно-разведывательную группу: двоих ликвидировали, а четверых арестовали. Сейчас задержанными занимаются в СБУ, наши ребята передали их”, – рассказал “Апострофу” подробности спикер пресс-центра штаба АТО Антон Миронович.

Из документов Виктора Агеева, фотографии которых попали в сеть, стало известно, что военный является жителем Алтайского края, где ему и выдали военный билет. В мирной жизни Агеев овладел профессией электрогазосварщика, но родственники военного утверждают, что в марте этого года он подписал контракт с ВС РФ.

В российском минобороны своих не бросили, там их просто не признали. “Виктор Агеев никогда не проходил военную службу по контракту в вооруженных силах РФ. Согласно учетным данным минобороны России, Агеев проходил срочную службу в вооруженных силах РФ, после которой еще в мае 2016 года уволился в установленном порядке в запас”, – цитируют позицию ведомства российские СМИ.

Однако, ставшая уже традиционной позиция российского оборонного ведомства “нас там нет” теоретически не закрывает окно для обмена Агеева на украинских пленных. Напомним, что пленных ГРУшников Александра Александрова и Евгения Ерофеева в России также называли добровольцами и “ополченцами”, но это не помешало их обмену на украинку Надежду Савченко.

“Правда, теперь мы знаем, кто такая Савченко, – говорит “Апострофу” волонтер организации “Патриот” (занимается освобождением пленных) Олег Котенко, намекая на пророссийскую позицию Савченко. – Получается, мы сыграли на руку Москве, Россия сделала для себя двойную выгоду в этом вопросе”.

По мнению Котенко, само по себе задержание Виктора Агеева не поможет сдвинуть процесс обмена пленными с мертвой точки. “Для них разницы нет. Мы можем взять в плен даже их генералов, но, если Москве это неинтересно, они не будут торговаться в этом вопросе, – уверяет волонтер. – Я не думаю, что Россия будет за него (Виктора Агеева, – “Апостроф”) бороться, поэтому это не козырь. Все будет сведено к Минску, и все вопросы будут решаться в Минске, потому что ни один официальный обмен без Минска не происходит, а человек официально арестован на территории Украины. Раньше нашей организации удавалось менять одного человека (кадрового российского военного) на десятерых. Но сейчас, когда все перешло в политическую плоскость, эти вопросы решают политики. От Агеева откажутся точно так же, как отказались от Александрова и Ерофеева. Но тот факт, что задержание озвучили в СМИ, уже хорошо, потому что в 2014-2015 годах такие вещи не афишировались: много россиян попадали в плен, а потом мы с удивлением узнавали, что они уже дома”.

Впрочем, заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Юрий Гримчак более оптимистичен. По словам чиновника, задержание Агеева вряд ли поможет освободить украинцев, которые удерживаются в плену самопровозглашенных “республик”. “Единственное, в чем это может помочь, это освободить людей, возможно нескольких или одного, которые удерживаются Российской Федерацией, – говорит “Апострофу” Гримчак. – По тем, кто идет согласно Минскому процессу, а у нас на сегодняшний день 132 заложника на территории ОРДЛО, обмен запланирован на ближайшее время. Верификация, которая должна была пройти в Украине, уже завершилась, и теперь просто ждем”.

На вопрос, кто именно мог бы вернуться в Украину в обмен на Агеева, замминистра предположил: “Карпюк, Сенцов, Сущенко… То есть любой человек, который на сегодняшний день удерживается на территории РФ по политически мотивированным преступлениям”.

Правда, сами друзья того же Олега Сенцова в такое чудо слабо верят. “Таких версий уже было очень много за эти три года. Кого бы ни брали, постоянно говорили, что вот-вот, сейчас поменяем, но ни разу, как вы знаете, этого не случилось”, – жалуется “Апострофу” подруга украинского кинорежиссера Марьяна.

В итоге, если для обмена фигура пленного россиянина окажется бесполезной, Украина может использовать Виктора Агеева в судах.

“Если для Гааги не хватало доказательной базы, то теперь она появляется, ведь человек, воевавший на территории (оккупированной так называемой, – “Апостроф”) ЛНР, оказался не просто россиянином, а кадровым военным. Это, действительно, хорошее доказательство”, – уверен Олег Котенко.

Но международные судебные разбирательства по российской агрессии в Украине и оккупации Донбасса – дело долгосрочной перспективы, которая пока на геополитическом горизонте не просматривается. По словам аналитика Украинского института будущего Игара Тышкевича, использовать фигуру Агеева вкупе с информацией о других “заблудившихся” россиянах Украина может уже в ближайшее время, и не обязательно в судах.

“Необходимо максимально получить всю информацию и документальные подтверждения. Сейчас Украина активно обсуждает вариант изменения формата АТО, и такая информация может быть полезной как лишний аргумент, когда необходимо будет объяснить партнерам по переговорам, почему Украина настаивает именно на понятии “оккупация” применительно к ОРДЛО. Это хороший подарок “ихтамнетов” для украинской власти: когда встанет вопрос, кем оккупированы территории, ответом будут документы этого товарища и еще десятка, которые были задержаны ранее”, – резюмировал эксперт.

innika