Политические новости

Пять причин волны терактов в Европе: последствия для Украины, – Руслан Старовойтенко

Эксперт Украинского института исследования экстремизма выделяет пять главных причин, которые привели к агрессии и насилию в Европе, и прогнозирует последствия для Украины.

За последние три года в странах Европы совершено более 500 терактов, десятки из которых стали резонансными и сознательно подготовленными экстремистами. Анализируя их, можно выделить пять главных причин, которые привели к агрессии и насилию в Европе, и спрогнозировать последствия для Украины.

1. Внешняя политика вмешательства. Страны Евросоюза приобщены к военным конфликтам в Северной Африке и на Ближнем Востоке, это, в свою очередь, влечет за собой риски мести со стороны экстремистов и радикалов. Проведение военных операций за пределами Евросоюза требовали тщательного анализа последствий такой политики, в первую очередь, профилактики терактов и подрывной деятельности врагов. В Ираке, Ливии, Сирии была достаточно стабильная внутриполитическая ситуация.

Радикальные политические силы испытывали на себе жесткий контроль со стороны власти, а общество привыкло к относительно высоким социальным стандартам по сравнению с другими странами региона. Что произошло дальше? Политическое устройство разрушено, социально-экономический кризис повлиял на радикализацию общества, а «молодая» демократия этих стран оказалась неспособной установить контроль над ситуацией в стране, многочисленными группами интересов, которые пытаются захватить власть. Гражданская война, радикализация и падение уровня жизни провоцируют столкновения и значительное количество жертв. Отсюда поток беженцев в развитые страны Евросоюза, возрастание роли экстремистов, которые вышли из-под контроля свергнутого диктаторского режима.

2. Либеральная миграционная политика. Одновременно с военными конфликтами, европейские политики допустили неконтролируемую миграционную волну, которой, в том числе, воспользовались террористы. В среду нелегалов были интегрированы боевики и агенты ИГИЛ, которые пересекали границы ЕС для проведения следующей подрывной деятельности. Недостатки спецслужб ярко обнаружены на примере инцидента, в котором венгерская журналистка сбила с ног сирийского «нелегала» Осаму Абдулу Мосхена с ребенком на руках. Несмотря на тривиальность приема «пересечения границы с детьми на руках», спецслужбы Испании не прибегли к тщательной проверке упомянутого «беженца». Он был торжественно принят главой правительства Испании, получил жилье и высокооплачиваемую работу детского футбольного тренера.

Несмотря на извинения венгерской журналистки и ее увольнения, он заявил, что не может простить ее поступок. Такая злобность оказалась неслучайной. Впоследствии, представители сирийской демократической партии обнародовали официальное заявление о том, что упомянутый «беженец» является боевиком подразделения «Аль-Каиды» в Сирии, есть доказательства его участия в карательных операциях. Кроме боевиков потенциальную угрозу представляют и рядовые беженцы, которые без знания языка, профессиональных навыков, финансовых ресурсов, становятся объектом манипуляций со стороны многочисленных вербовщиков из террористических организаций. Не созданы условия для интеграции переселенцев в общины, недооценена ментальное и культурное различия беженцев и коренных жителей ЕС, которые непременно возникают и провоцируют к конфликтам и агрессии.

3. Парадигма мультикультурализма. Либеральная миграционная политика стала возможной вследствие ошибочной вариации парадигмы мультикультурности Евросоюза. Единство многообразия возможно при условии принятия общих диалога и толерантности, признания ценности и приоритетов прав человека, самого желания переселенцев к интеграции в новое общество на условиях нового общества, а не образования обособленных анклавов представителей оппозиционной к существующей социальной и ментальной традиции. Со времен Вольтера, что справедливо отмечал бывший премьер Великобритании Дэвид Кэмерон, состоялась ошибочная интерпретация ценностей толерантности и диалога, которая представляет угрозу единства и безопасности стран Евросоюза. Нужно пересмотреть их модерную версию и вернуться к первоисточникам.

Параллельное развитие взаимоисключающих друг друга культур в одной стране невозможно и вряд ли целесообразно. У беженцев в Евросоюзе имеются культурные различия, и многие из них не желают и не рассматривают возможности отказа от своих ценностей в пользу европейских, поэтому ценностный конфликт и неравенство легко предсказуемы. В разное время, политики ЕС (Н.Саркози, Д.Кэмерон, А.Меркель) признали провал мультикультурализма в Европе, но альтернативы так и не предложили.

4. Радикализация политиков и общества. Все вышеуказанные проблемы привели к разрушению значительных достижений развитых стран Европы – безопасности и высокой ценности жизни каждого человека. Резонансные теракты в Париже, Ницце, Брюсселе, Берлине, Стокгольме, Лондоне, Барселоне – это разрушение безопасного комфортного пространства, которым гордились европейцы. Люди, которые чувствуют себя под постоянной угрозой, все меньше прислушиваются к мантрам политиков о «не нужно бояться». Все большее количество людей стремится восстановить безопасный уровень жизни, кроме того, теракты направлены на экономический подрыв, уменьшение инвестиций, ухудшение уровня жизни. При таких условиях европейцы неспособны долго ждать решения проблем. Возникают новые политические силы, существующие политические актеры меняют программы, «дрейфуют» к более радикальным позициям ради сохранения электоральной поддержки. Пресс общественного давления испытывают на себе и добропорядочные представители мусульманских меньшинств. На последних митингах в Барселоне многие из присутствующих признавали предвзятое к себе отношение, рост числа обвинений в связи с религиозной или национальной принадлежностью. В дальнейшем можно прогнозировать изменение политической палитры во многих странах Европы, приход к власти новых политических сил, в том числе радикальных.

5. Недостаточная координация спецслужб и правоохранительных органов стран ЕС. Еще по результатам терактов в Ницце и Брюсселе координатор ЕС по борьбе с терроризмом Жиль де Кершов справедливо заметил о недостаточной координации и сотрудничестве многочисленных служб, которые должны реагировать на угрозы (он насчитал более 600 структур). Европа требует создания единой структуры, которая бы обеспечила быстрый обмен информацией и быстрое реагирование на угрозы без бюрократической волокиты. Особого внимания требует интернет-пространство, в котором многочисленные вербовщики ведут пропаганду и согласовывают подрывную деятельность. В недалеком будущем прогнозируется слияние структур ИГИЛ и Аль-Каиды, более того, после вероятного поражения террористов в Сирии угрозы терактов будут только расти. Война станет гибридной, а подготовленные террористы попытаются устроить погромы на территории Европы.

По оценкам большинства специалистов и экспертов, вероятность предсказания и недопущения терактов не превышает 50%. После последнего теракта в Барселоне специалисты испанского института национальной безопасности и американские эксперты, обнародовали прогнозы относительно будущего роста числа терактов, неотвратимости жертв и призвали к мужеству и стойкости граждан европейских стран. Такая констатация фактов опасна, она прямо угрожает дальнейшей интеграции стран Евросоюза, может вызвать дальнейшие центробежные тенденции, обусловленные усложнением передвижения в пределах стран Еврозоны. Если правоохранительная система и спецслужбы не остановят волну терактов, а жертвы будут значительными, то неотвратима дальнейшая радикализация обществ и политиков в европейских странах, возможны также социально-экономические потрясения и кризисы.

Обострение социально-экономической и политической ситуации в Европе вследствие дальнейшего роста количества терактов и проявлений экстремизма будет иметь негативные последствия для Украины. Уменьшится поддержка Украины, новые радикальные политические силы могут быть более лояльны к России, гораздо труднее рассчитывать на финансовую поддержку или инвестиции. Закрытие границ для мигрантов, которое постепенно становится реальностью, может, в недалеком будущем, сделать Украину следующей целью для нелегалов. К этому следует заранее готовиться пограничникам и спецслужбам Украины, учитывая недостатки и ошибки наших западных партнеров. Для Украины также опасно и неприемлемо участвовать в мероприятиях военного вмешательства в дела любой страны. В первую очередь, потому, что наша страна веками подвергалась сокрушительным влияниям извне так называемых «друзей и братьев». Мы стремимся к независимости и должны позволить другим странам самим решать свою судьбу.

regional