Политические новости

Гангрена сепаратизма может перекинуться с Донбасса на любой регион России, – Виктор Небоженко

"Мужество и боевые заслуги комбатов не могут заменить отсутствие политического опыта", – сетует политолог.

На сайте “Главред” состоялся чат с директором социологической службы “Украинский барометр”, социологом и политологом Виктором Небоженко.

Общаясь с читателями, он рассказал, каковы шансы Украины освободить Донбасс от оккупационных российских войск, какова судьба востока Украины на ближайшие годы, зачем России нужны были “выборы” в ДНР и ЛНР, а также какую серьезную ошибку допустил Порошенко при попытке урегулировать конфликт на Донбассе.

Кроме того, политолог рассказал, стоит ли ждать от украинских парламентариев принципиально новой работы, когда и при каких условиях будет сформирована парламентская коалиция, сколько оппозиций будет в Раде, а также чего ждать от комбатов, ставших нардепами.

Представляем ответы Небоженко на эти вопросы.

Сегодняшнее политическое руководство Украины уверено, что война с сепаратистами заменит нашей стране необходимость реформ. Чем раньше мы начнем реформы, тем быстрее освободим оккупированные территории. Все остальное – от лукавого.

Шансы освободить Донбасс от оккупационных войск России (тему сепаратистов выносим за скобки) достаточно велики, но на это уйдет от двух до пяти лет (об этом я говорил еще в начале этого конфликта). Не надо бояться того, что первоначально Донбасс, как и Крым, будет находиться под международным протекторатом. И только потом вторично перейдет к Украине.

Оппозиции в парламенте у нас будет две: одна – формальная, на которую рассчитывает Администрация Президента Порошенко. Ее роль будет играть “Оппозиционный блок” и часть недовольных мажоритарщиков. И вторая – радикальная национал-демократическая оппозиция, которая будет требовать ускорения реформ.

Не надо бояться реванша регионалов, потому что Президент Порошенко и его Администрация уже перепуганы. Договоренность была о пропуске “Оппозиционного блока” в ВР (больше 5%) и о 30 мажоритарщиках из восточной Украины, которые являются агентами влияния Кремля и скрытыми членами подпольной Партии регионов. Но получилось все плохо: сегодня Путин в ВР имеет 120 “штыков”. Поэтому возникает проблема не столько оппозиции, сколько эффективного парламентско-президентского большинства. Это потребует компромисса как со стороны Порошенко, так и со стороны Яценюка.

Путин до зимы попытается прорубить “коридор” в Крым, но исключительно для очередного запугивания, прежде всего, Европы, потом – Украины, и для создания материала и поводов для своей российской информационной машины. Сегодняшняя информационная стратегия Путина строится на тезисе, что у него нет выше и благороднее цели, чем создание “Новороссии”.

Относительно судьбы Донбасса в ближайшие годы. Проведение сепаратистами “выборов” в оккупированных районах Донбасса, с одной стороны, создает квазигосударственные институты, куда теперь может обращаться избиратель Донбасса. Но именно переход от “полевых командиров” к руководителям псевдогосударства заставляет их выполнять функции государственной власти – организация безопасности граждан и организация общественно-политической и экономической жизни на оккупированных территориях. Но сделать это они не смогут. Поэтому избиратели, имевшие наивность, участвовать в этих псевдовыборах, на самом деле очень быстро разочаруются в государственных способностях сегодняшнего начальства [ДНР и ЛНР].

С другой стороны, Украина в рамках АТО имеет теперь полное право по примеру Израиля, который по всему миру преследует лидеров террористов ХАМАСа, добиваться уничтожения тех сепаратистов, которые открыто называют себя руководителями Донецкой и Луганской “народных республик”. И мир нас поймет.

Кстати, большой ошибкой будет считать Донбасс копией Приднестровья. Во-первых, Приднестровье зажато между двумя полуевропейскими государствами – Молдовой и Украиной. Во-вторых, Донбасс больше похож на Сектор Газа.

Третий Майдан – это реальная перспектива. Но он будет больше похож на военный переворот, чем на добрую хорошую политическую традицию украинцев. Потому что не будут 10 тысяч человек и больше, имея на руках оружие и опыт вооруженного конфликта, 5-6 часов на морозе выслушивать пустые речи лидеров оппозиции.

Запрет молодым девушкам и симпатичным женщинам ходить в кафе и улыбаться, который сейчас распространяется на Донбассе, сильно сближает донбасских сепаратистов с боевиками “Исламского государства”. Кстати, исламским фундаменталистам и донецким сепаратистам можно поделиться опытом: исламские фундаменталисты начинали свою войну в Сирии, а потом постепенно захватили большую часть Ирака. Точно так же донецкая гангрена сепаратизма может с легкостью перекинуться на любой регион России. Уже то, что “ополченцы” на отдыхе расстреляли наряд гаишников в России и спокойно вернулись на новую малу родину, говорит о том, что в какой-то форме военные столкновения перебросятся и на юг России. Потому что не может человек, который 24 часа в сутки убивал граждан Украины, на отдыхе в отпуске быть законопослушным гражданином.

Пропагандистская машина России гораздо более цинична и мощна и воздействует сильнее, чем хаотичные и неупорядоченные попытки украинских СМИ. В стране нет единой информационно-пропагандистской стратегии. Но правда на нашей стороне. И россияне сильнее нас.

Роль комбатов в Раде: Много лет назад, когда только зарождался украинский парламентаризм в 90-е годы, я видел, насколько конфликтные и враждебные отношения были между депутатами национал-демократами во главе с [Вячеславом] Чорновилом и прокоммунистическим большинством “группы 239”. Они буквально выясняли отношения в кулуарах по любому поводу. Сейчас уже на более высоком уровне эта история повторится, ведь не может человек в камуфляже, потерявший своих друзей на фронте, общаться с сытым и уверенным в московской победе над Украиной депутатом, сторонником Кремля. Но их мужество и боевые заслуги не могут заменить отсутствие реального политического опыта. Поэтому первое время их будут здорово обманывать в парламенте. Пока они не додумаются собраться все вместе и выработать общую точку зрения хотя бы на один главный вопрос.

Сейчас политики стали более пугливыми и хитрыми. Теперь они вынуждены откликаться на требования политической ответственности и необходимость хотя бы на словах быть патриотами Украины.

Псевдовыборы: После того, как люди в ясном уме и здравии пришли на избирательные участки и голосовали за сепаратистских руководителей, они нарушили Конституцию. Поэтому нельзя ненавидеть Украину и требовать от нее платы за свои чувства.

Все виды экономического и социального сотрудничества с оккупированными территориями необходимо прекратить. В противном случае разложение начнется на континентальной Украине.

Люди, оказавшиеся на оккупированной территории, ограничены не только в своих конституционных правах, но и в возможности получать социальную помощь от Украины. Это реальность. Поэтому дело не в справедливости, а в том, что людям, оказавшимся в концлагере на захваченной территории, физически невозможно помочь.

СНБО является одним из самых слабых элементов президентской власти. Не понятно, почему Порошенко боится назначать туда серьезного политика.

Все виды воздействия на Донбасс должны быть использованы – от переговоров с полевыми командирами до международного дипломатического давления на Россию. АТО после проведения выборов на оккупированной территории должна продолжаться с новой силой.

Верховная Рада, формируемая по принципу олигархических сговоров для одних кандидатов в депутаты и используя технологию “русская рулетка” для других кандидатов в депутаты, принципиально не могла быть качественной.

То, что произошло на востоке Украины, когда за сторонников Кремля голосовал электорат, связано с двумя причинами. Первая – политическая наивность Президента Порошенко, которому в Донецке пообещали, что больше чем на 5% они претендовать не будут, а обманули на все 10% и провели вместо 30 санкционированных АП депутатов, скрытых сторонников ПР и Кремля, 60. Теперь Порошенко придется расплачиваться за очередной “кидок” Кремля. Не надо было играть с “донецкими” в поддавки.

Вторая причина заключается в том, что весь административный ресурс и общественное мнение многих регионов восточной Украины полностью зачищено от альтернативных политических сил. У них практически не было выбора, и они выбирали то, что хорошо знают.

Обе эти причины должны были учитываться АП, но, увы, “маємо що маємо”.

Долго ли продержится Россия: Не следует думать, что санкции, которые Запад вводит против России, заставят ее сдаться. Тот, кто придет на смену Путину, будет еще более примитивным и агрессивным. Россия умеет концентрироваться и терпеть. Другой вопрос – санкции очень сильно унижают Путина и российскую элиту, что неизбежно приведет к реальному разрушению уважения к российской власти и лично Путину. Запад откровенно издевается над Путиным. Недавно американский журнал Forbes опять назвал Путина самым влиятельным человеком в мире. И это уже не стеб – это троллинг лично Путина: человек, которого демонстративно подвергают санкциям, явно слабее тех, кто эти санкции вводит. И Путин прекрасно понимает суть издевательств Запада, но этого пока не понимает население России.

Как Кремль использует псевдовыборы: У Путина есть план (как всегда), состоящий из трех частей. Цель этого плана – легализация самой идеи “Новороссии”. Проблема в том, что Путин понял, что военным путем сформировать “Новороссию” из оккупированных территорий юго-востока Украины не получится. И уйти он уже не может. Поэтому было принято решение имитировать “Новороссию”, используя политические методы, а также наивность и жадность украинской политической элиты.

Первый шаг Путина – проведение во время выборов в ВР максимального количества своих сторонников. Здесь ему блестяще удалось обмануть Порошенко, который наивно соглашался на пропуск в ВР не более 30 наиболее оголтелых сторонников Кремля. А в результате Путин имеет полноценную презентацию на юго-востоке Украины сторонников Кремля в ВР.

Второй шаг – он попросил Порошенко в рамках минских договоренностей разрешить проведение “выборов” на оккупированных территориях Донбасса. По непонятной причине Порошенко согласился с этим идиотским условием. В результате Путин в начале ноября провел “выборы” с другой стороны от линии боевых действий – в Луганске и Донецке.

Осталось сделать третий шаг – провести в Москве учредительное собрание “Новороссии”, состоящее из депутатов ВР и депутатов сепаратистских республик, что и произойдет весной. По сценарию Путина, скрытые сторонники Кремля (120 человек) в ВР весной обидятся на Киев и поедут в Москву для проведения справедливого учредительного собрания “Новороссии”. Зачем эта головная боль нужна нашей АП – совершенно не понятно. Вот для чего нужна Донецкая и Луганская сепаратистские республики Путину.

Ну, а фактор дестабилизации Украины со стороны сепаратистских республик понятен всем.

Как изменится политика США после победы республиканцев: Пока украинские власти не найдут в себе мужества и политическую волю начать процесс самоочищения от олигархических сговоров, коррупции и предательства, никакие республиканцы нам не помогут.

Никакой “план Маршалла” в Украине невозможен, пока не будет ликвидирована коррупция в политических верхах и предательство среди военных. Это условие западной помощи.

Я надеюсь, что сегодня внутри политического класса Украины появились люди, которые найдут в себе личное мужество и бескорыстие начать осуществление реформ. А виселицы и вилы не помогут. Олигархи давно научились использовать тягу людей к радикальным словам и действиям и легко подсунут нам какого-нибудь радикала, который в очередной раз обманет народ.

Волонтерское движение: Минобороны является частью старой, “мирной” политико-бюрократической системы власти. Оно принципиально не может бороться ни с врагами на фронте, ни с предательством в тылу, ни с коррупцией. Но то давление, которое оказывает украинское общественное мнение на МО, говорит о том, что оно будет вынуждено перестраиваться.

Во всем мире волонтеры мешают бюрократии, потому что представляют собой самодостаточный и самоорганизующийся элемент гражданского общества. Чем выше волонтерское движение в стране, тем лучше моральное состояние украинского общества, ибо показывает способность украинских граждан к самоорганизации и солидарности. И то, и другое страшно опасно для нынешней украинской власти. Грубо говоря, волонтерское движение сегодня опаснее любых псевдореформ, стратегии-2020 и даже батальонов ополченцев.

Российская пропагада: Огромное присутствие российской пропагандистской машины является платой за 20-летнюю социокультурную пассивность Украины. Кроме того, мы часто путаем ценности российской культуры с инструментами российской пропаганды. У нас нет политики в этом вопросе.

В случае эскалации конфликта Украина могла бы рассекретить всю конструкторскую, технологическую информацию по ядерному щиту Росиии (“Сатана”, “Булава”, средства коммуникации ракет), ТТД данные о комплектующих узлах, которые мы разрабатывали и обслуживаем.

Это хорошая идея, но она требует аккуратного выполнения и политического мужества со стороны украинских властей. Но для начала Украине не мешало бы национализировать 10-миллиардные активы российского бизнеса и пустить их на укрепление обороноспособности страны.

Закон об особом статусе Донбасса: Принятие этого закона было большой политической ошибкой Порошенко, за которую мы сейчас расплачиваемся. Все остальное – вторично.

Новая Конституция: Сейчас не время менять Конституцию. Сейчас – время консолидировать политическую волю.

Предатели или герои: А кто есть Путин? Предатель или герой? Работник КГБ СССР, правоверный коммунист, а затем торгующий американскими окорочками в Ленинграде, а сейчас – владелец 40-миллиардного состояния. Кто он – предатель или герой?

Будет ли наказание для предыдущей власти, или уже договорились: Майдан был уникальным политическим изобретением украинского народа. Но Майдан показал, что мужественные обычные люди в 10 раз выше умнее и благороднее своих вождей. А именно вожди должны обладать политической волей. В этом трагедия Майдана. Но Майдан останется всегда вечной угрозой для любой украинской власти. Часть целей, которые ставил Майдан, выполнены, часть – нет. Увы, так часто бывает в политической истории.

Депутатская неприкосновенность: Для политического баланса отмена депутатской неприкосновенности должна сочетаться с законом об импичменте президента. Чтобы никакому президенту Украины не пришло в голову использовать лишение депутатской неприкосновенности как способ политической расправы. И наоборот.

Почему еще не создана коалиция: Коалиция не может быть создана до тех пор, пока не произойдет тайное распределение наиболее привлекательных должностей в ВР и Кабмине. Пока не будет ясно, кто какой пост займет, и что будет контролировать та или иная политическая сила, невозможна коалиция. А на Западе все наоборот.

Порошенко стал жертвой собственного успеха: легко прорвавшись на президентский пост в один тур, он, естественно, стал нуждаться в укреплении президентской власти. Кроме того, после Януковича и его диктаторских замашек мы подозреваем любого, даже таких милых политиков как Порошенко.

Что касается Яценюка и Турчинова, то они интересны для политологии тем, что это первая за долгие годы попытка коллективной игры. Как долго они останутся друзьями – покажет время. Но то, что последние месяцы работы прошлой ВР обязаны их быстрому взаимодействию – это факт.

Власти постарались сделать скоропостижные выборы, которые не дали возможности электорату понять, что с ним делают. (Стратегия – “русская рулетка”.) А теперь мы увидим, кто на самом деле “промахнулся” – электорат или власть.

regional