Политические новости

В 2014 Украина выиграла раунд войны, но может проиграть ее в 2015, – историк

Современная российско-украинская война — не мировая, однако имеет мировое измерение. Поэтому в 2015 году определится не просто победитель, но и модель будущего развития мира

Об этом пишет Ярослав Грицак, историк, публицист, профессор Украинского Католического университета.

Одной из самых влиятельных книг в истории есть книга Барбары Такман «Августовские пушки». Говорится в ней о генезисе Первой мировой войны. Эта большая война возникла из малых ошибок европейских лидеров. Каждый из них принимал решение и вел себя так, как если бы речь шла о еще одной локальной и кратковременной войне, из которой их победные армии вернуться домой еще «до Рождества». Война действительно кончилась «до Рождества», но целых четыре года позже, а ее последствия пришлось преодолевать целый ХХ век.

Книга Такман вышла за пару месяцев перед Карибским кризисом 1962. Тогда в воздухе снова запахло мировой войной. Джон Кеннеди намеревался разослать «Августовские пушки» командирам атомных подводных лодок, если бы был уверен, что они эту книгу прочтут. Но хватило, что он прочитал эту книгу сам. Именно под ее влиянием Кеннеди решительно выступил против предложения своих генералов стереть Кубу с лица земли. Как он сказал тогда своему брату: «Я не приму решения, которые бы позволили кому-то написать книгу о нашем времени под названием« Октябрьские ракеты».

Историю с книгой Барбары Такман стоит вспомнить, когда пробуем придать смысл 2014 года. Наибольшем его событием был, без сомнения, Евромайдан. Наибольшей угрозой – новая мировая война, которую удалось избежать после его победы. Остальные – включая падением мировых цен на нефть – умещается в рамки между одним и не вторым.

Тяжело видеть и понимать масштаб событий, если не занимаешь в них соответствующего расстояния, в том числе исторического. Беда с нашей исторической памятью в том, что она слишком короткая. Она редко выходит за пределы второй мировой – или, если хотите, Великой Отечественной – войны. Даже наш разговор о настоящей русско-украинской войне полон примеров и образов из этой войны: мы говорим о Донецком аэропорте как о Брестскуй крепости, Россия и ДНР – о Иловайске как о Сталинграде, и т.д.

На самом деле война 2014 ближе по своей логике не до второй, а до первой мировой войны. Результат там определялось не большими сражениями и широкими наступательными операциями, а тем, у кого быстрее иссякнут ресурсы. Напомним, что падение Российской империи началось с хлебных бунтов в Петрограде. Подобно упала Германская империя на полтора года позже. Они выиграла войну на Востоке и хорошо держали удар на Западе – но вынуждены подписать капитуляцию после того, как упал тыл под давлением голодных забастовок.

В этой войне Украина и Россия несут примерно равные потери. Россию дополнительно заламывает экономическая блокада Запада, которую она сама навлекла на себя своей агрессии в Украине. Только что если в России осталось ресурсов на год или два, Украина соскребает свои с самого дна. Поэтому у нас отсчет идет на месяцы, если не недели. В любом случае, дальнейшее сценарий событий может развиваться в соответствии с украинской поговорки «пока солнце взойдет, роса глаза выест». Нет сомнения, что Россия рухнет – но Украина может упасть раньше.

Но Украина может получить доступ к ресурсам, которой России и не снилось. Речь идет о ресурсах того, что условно называем «Западом». Имеется в виду не только западные кредиты. Имею в виду, в первую очередь, западную модель так называемого устойчивого развития, где главным ресурсом является освобождена энергия людей, которые сами справляются.

Современная война не является мировой – но она имеет мировое измерение. Говорится не просто о победе Украины или России, а о модели будущего развития мира. Будет это модель «китайско-русском» (рынок минус демократия) или «европейско-американской» (рынок плюс демократия)?

Украина отбилась от первой модели, но ко второй же не приняла. Новое украинское правительство вместо того, чтобы менять страну, в декабре 2014 провозгласил курс на выживание. Он кивает головой на войну: мол, тяжело проводить реформы, когда воюешь.

Это или колоссальная ошибка или сознательная дезинформация. Переход к «устойчивому развитию» редко происходил в хорошие времена. Напротив: он проходил под давлением сложных вызовов, перед которой становилась та или иная страна – включая войной и ее последствиями.

Поэтому мое обобщение 2014 и прогноз на 2015 год таков: Украина выиграла первый раунд войны в 2014 году – но может проиграть ее в 2015 и то исключительно из недалекоглядности новых украинских лидеров.

Поэтому делаем все, чтобы будущим историкам не пришлось писать книги «Декабрьские ошибки».

По материалам  НВ
innika