В целом перечень нанесенных визитов дает четкое представление о том, как в действительности выглядят дипломатические отношения стран ЕС и России за кулисами резкой риторики с обеих сторон.
Швеция скоро станет членом Совета Безопасности ООН, и Маргот Валльстрём (Margot Wallström) обозначила желание возобновить контакты с Россией на уровне министров. Многие другие страны ЕС посещают Москву практически на регулярной основе и встречаются с министрами Путина, а также сохраняют контакты на уровне глав правительств и государств.
Официально страны ЕС выступают единым фронтом за антироссийские санкции и сохраняют непреклонность по отношению к режиму в России. Но за кулисами единодушие заканчивается. Перед последним саммитом ЕС в октябре многие требовали усилить санкции в связи с бомбардировками Алеппо. Результат был нулевой.
Санкции как ответ на аннексию Крыма и идущую войну в Украине сохраняются, но тоже со скрипом: несколько стран-членов ЕС заявили, что пора отказаться от этой политики.
Но пока санкции остаются неизменными, по крайней мере до конца января 2017 года. Отношения ЕС с Россией установили новый отрицательный рекорд, причиной тому — атаки в Сирии и действия на Балтике в последние недели.
Несмотря на это, SvD известно, что 20 из 28 членов ЕС и после Крыма в 2014 году отправляли в Москву делегации, в составе которых были главы государств и правительств или министры. Они встречались с представителями российских властей.
SvD составила этот список, получив доступ к неофициальным данным ЕС. Главы шести стран ЕС — Чехии, Кипра, Греции, Франции, Австрии и Финляндии — общались с президентом России Путиным. Среди них французский президент Франсуа Олланд и финский Саули Ниинистё. Президент Финляндии этим летом даже принимал российского коллегу Владимира Путина в своей резиденции Култаранта, куда Путин приезжал с официальным визитом.
Примеров может стать больше. На семинаре в Сочи на Черном море Путин заявил, что он «пока еще не на пенсии, а действующий руководитель большой державы», и в его положении важно «быть сдержанным, не проявлять в своих выражениях излишнюю агрессивность».
На уровне Стефана Лёвена (Stefan Löfven), то есть премьер-министров, в Москву было совершено шесть визитов — из Болгарии, Венгрии, Германии, Италии, Люксембурга и Словакии. В этой компании надо особо отметить федерального канцлера Германии Ангелу Меркель, у которой есть общие газовые интересы с русским режимом и русским газовым концерном «Газпром», и самый актуальный пример — новый трубопровод «Северный поток-2».
Еще семь стран ЕС (Нидерланды, Португалия, Ирландия, Латвия, Испания, Словения, Великобритания) посылали в Россию делегации на уровне министров, в том числе министров иностранных дел.
В общей сложности речь идет о примерно четырех десятках визитов, нанесенных уже после аннексии Крыма. Связи с Россией поддерживают около 20 стран, что означает, что многие из них посылали своих представителей в Россию более одного раза. И SvD пишет только о самых высокопоставленных государственных деятелях. Итоговая картина вовсе не напоминает страну в изоляции.
Контакты Швеции с Москвой заморожены с момента российского вторжения в Крым в марте 2014 года. Но несколько недель назад Маргот Валльстрём заявила SvD, что открыта для встреч с российским министром иностранных дел Лавровым. Она связала это с присоединением Швеции к составу Совета Безопасности ООН в новом году. И даже Стефан Лёвен недавно сделал заявление с аналогичным содержанием.
Но пока шведские министры остаются дома. Швеция — одна из восьми государств ЕС, более двух лет отказывающихся от связей с Москвой. Остальные страны — это Дания, Эстония, Литва, Хорватия, Мальта, Польша и Румыния.
В целом перечень нанесенных визитов дает четкое представление о том, как в действительности выглядят дипломатические отношения стран ЕС и России за кулисами резкой риторики с обеих сторон.