Политические новости

Украина вышла на финишную прямую в получении автокефалии. Почему Кремль так «штормит»

Москву явно не устраивает то, что Константинопольский патриарх предоставит Томос о автокефалии украинской церкви, ведь тогда Россия потеряет еще один рычаг влияния на украинцев.

Украина вышла на финишную прямую в получении автокефалии. В ответ РПЦ решила больше не участвовать в структурах под главенством Константинопольского патриархата, а также прекратила вспоминать Вселенского патриарха Варфоломея во время богослужений. Напомним хронологию развития событий.

Президент Украины 17 апреля обратился к главам парламентских фракций с просьбой поддержать обращение «Президента и церковных иерархов к Вселенскому патриарху» о предоставлении Томоса (указ, декрет материнской церкви о предоставлении автономии в управлении (автокефалии), фактически признание статуса) Украинской православной поместной церкви.

19 апреля ВРУ проголосовала за постановление об обращении к Вселенскому патриарху Варфоломею о предоставлении Томоса об автокефалии православной церкви в Украине.
31 августа предстоятель Русской православной церкви патриарх Кирилл посетил Стамбул и встретился с Вселенским патриархом Варфоломеем. Представителю русского православия не удалось убедить Вселенского патриарха не предоставлять Томос об автокефалии УПЦ.

2 сентября на Архиерейском соборе Константинопольской церкви в Стамбуле решили, что она не обязана согласовывать с другими церквями дарования автокефалии. А уже 7 сентября Вселенский патриарх Варфоломей I назначил в Киев двух специальных посланников Константинополя в рамках подготовки к предоставлению автокефалии.
8 сентября синод РПЦ выступил с заявлением, в котором выразил «решительный протест и глубокое возмущение» в связи с решением Константинопольского патриархата назначить в Киеве двух экзархов (поверенных).

«Это решение принято без согласования с патриархом Московским и всея Руси Кириллом и митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием и является грубым попранием церковных канонов», – отметили в РПЦ и пообещали ответные действия.

Касаемо этого Президент Украины отметил: «Если мы будем молиться и бороться, Томос и Единая поместная Украинская православная церковь будут в Украине раньше, чем кто-либо ожидает. Как и в случае с НАТО, как и в случае с Европейским Союзом, мы не будем спрашивать разрешения ни у Путина, ни у Кирилла, как нам молиться, в какие храмы ходить, куда нам двигаться и как нам жить».

Если проанализировать позицию известных экспертов, представителей УПЦ и РПЦ, то можно сделать вывод, что Кремль в этом вопросе имеет очень слабую позицию, и что чем больше они будут вмешиваться в предоставление Томоса автокефалии Украине и угрожать Константинополю ответными действиями, тем более ухудшат свои позиции. Те, кто называл нас раскольниками, сейчас именно ими и стали. Россия добьется того, что окажется в еще большей мировой изоляции.

Представитель Украинской православной церкви Киевского патриархата Евстратий Зоря дал очень четкие ответы на многие вопросы, которые громко звучат из Москвы. На их упрек, почему решение о предоставлении Томоса Украине принято без согласования с патриархом Московским и всея Руси Кириллом, он, в частности, ответил, что Вселенский патриархат принял решение, что имеет полномочия предоставлять государствам право на создание собственной поместной церкви без учета мнения Москвы. «Если бы речь шла о получении разрешения, то тогда возникает вопрос: возможен ли консенсус? Ведь очевидно, что вопрос, который сейчас рассматривается, – вопрос автокефалии – это вопрос, который не способен собрать консенсус всех поместных православных церквей. Если бы консенсус был, то этот вопрос давно бы уже решился», – сказал пресс-секретарь УПЦ КП.

«Поэтому из-за невозможности достижения начального консенсуса в этом вопросе потребность решить этот вопрос диктует именно такой порядок: Вселенский патриарх принимает это решение, потому что он наделен каноническим правом и традицией православия такое решение принимать, а потом другие церкви к этому решению присоединяются. И таким образом проблема, которая не решалась, находит свое решение», – отметил Евстратий Зоря.

По мнению представителя УПЦ КП, когда Москва говорит, что она опасается, что произойдет раскол, то этим она подтверждает, что готова это делать. Он напомнил, что история знает немало споров и разделов между церквями, но все это не подрывало в целом единства церкви. В качестве примера Заря привел то, что русская церковь в ее истории на протяжении десятилетий была разделена на РПЦ за рубежом и РПЦ в Советском Союзе, и эти две церкви друг друга не признавали, но впоследствии они объединились.

Заря сказал, что Путин не вечен, как вечными не были ни Сталин, ни Гитлер, ни Ленин, ни все другие диктаторы и убийцы. А после него будет стоять вопрос уже о том, сохранится ли Российская Федерация как единая структура, и тогда МП будет искать поддержки у мирового православия, чтобы сохранить свое единство.

Московская патриархия уже поставила под угрозу единство православия, когда отказалась принять участие в соборе на Крите, а затем отказалась признать этот собор даже постфактум, отметил Зоря.

Многие сейчас говорят, что предоставление Томоса Украине – это лишь вопрос времени и не более. По словам Сергея Здиорука, ведущего научного сотрудника отдела гуманитарной безопасности Национального института стратегических исследований, решение Синода Вселенского патриархата практически уже есть: «Сам Томос, я думаю, уже подготовлен, поскольку такой документ готовят заранее. Мы надеемся, что и Покров в этом году, и День защитника Украины будем праздновать с украинским Томосом об автокефалии». Он сказал, что в гибридной войне России против Украины церкви было отведено особое место, большую роль, придумано концепцию «русского мира»: «Русская православная церковь наконец показала, «кто есть кто »- сама пошла на раскол, пренебрегла Вселенским патриархом. Потому что 15-е правило Двукратного собора еще 861 года четко говорит: нельзя не поминать патриарха до той поры, пока церковный суд не признает. Более того, ни одного документа, когда РПЦ получала автокефалию от Вселенского патриарха, нет. 1448 РПЦ самовольно отделилась».

Если объективно, незаангажировано оценивать ситуацию вокруг предоставления Томоса Украине, то решение о предоставлении независимости Украинской православной церкви вполне логично, так как такова мировая практика. Томос для Украины – это шанс для дополнительного развития православия. И в Константинополе это понимают, потому что получение автокефалии дает толчок церкви. Другой вопрос, что те страны, которые этот путь прошли, среди своих соседей не имеют РФ. Кроме того, это шанс для других церквей рано или поздно вдохновиться примером Украины и тоже выйти из сферы влияния РПЦ. Это невыгодно только России. По мнению историка Кирилла Галушко, когда новое государство возникает, когда она становится стабильным, это нормальная процедура для православных верующих отделить их церковь от других и в пределах этого государства создать церковь, которая была бы свободной от контроля со стороны любого другого суверенного государства. Это происходило несколько раз в ХХ веке: в Болгарии, Сербии, Чехии, Словакии, Польше и других странах.

Реакция Кремля на развитие событий, по-моему, вполне ожидаемая, это в их стиле. Достаточно взглянуть на отдельные страницы истории, как столетней, так и современной, и убедиться, что Москва в путях и методах достижения целей не сдерживала себя. О тупиковом пути Москвы в этой ситуации ведут речь и представители МПЦ. Например, Андрей Кураев, диакон РПЦ, считает, что запуск процедуры разрыва канонического общения с Вселенским православием со стороны РПЦ – «это самострел, выстрел себе в ногу, а возможно, и хуже. Главным аргументом сторонников канонической церкви все эти 28 лет раскола было то, что именно из-за единства с Московским патриархом украинское православие имеет выход для единства со всем вселенским православием. Теперь все произойдет совершенно зеркально через некую структуру, которую создаст Константинополь, Киев будет иметь связь со всем православным миром, а Москва окажется на дороге в тупик.

В последние годы вся политика России в отношении Украины оказалась провальной. И напоследок. Обретение независимости Украинской православной церкви – это продолжение процесса выхода Украины из российской сферы влияния. И чем больше Москва прилагает усилий чтобы остановить этот процесс, тем понятнее, насколько Кремль фальшив и циничен в своих заявлениях и действиях.

Дмитрий РОМАНЮК

«Народна армія»

Виталий Портников, журналист и политический комментатор, обозреватель «Радио «Свобода»:
– Все последние десятилетия Москва оправдывала трагический для многих прихожан раскол в украинском православии именно тем, что она защищает каноническую веру и единство мирового православия. А теперь, когда созрели все условия для преодоления раскола в украинской церкви, когда Вселенский патриарх нашел формулу единства для всех православных верующих РПЦ инициирует раскол в том же мировом православии и готова превратить в раскольников верных своей церкви в Украине – УПЦ (Московского патриархата ).
Возникает закономерное подозрение, что для РПЦ было важным не мировое православие, не каноничность, не связь с Константинопольским патриархатом, а сохранение российского политического влияния в Украине, для которого беззастенчиво использовали все эти аргументы. Потому что, если бы было иначе, синод РПЦ сейчас думал бы не о том, как «наказать» Константинопольский патриархат, а о том, как принять участие в преодолении церковного раскола в Украине и создании единой поместной церкви в этой стране. Синод стал сеансом саморазоблачения для людей, которые ставят интересы российской власти и ее имперские фантазии выше интересов своих верующих и даже самой веры.

Назарий Заноз, политический обозреватель:
– Россия рискует потерять влияние на Украину в одной из важнейших для нее сфер – в вопросе религии. Это сразу ослабляет идею «русского мира» и возможности запудрить ею мозги украинцам.

innika