Политические новости

Второй Курск. Для РФ главное — не быть пойманной за руку, – эксперты

Поиск ВМС Швеции поврежденной русской подводной лодки в территориальных водах Швеции напоминает инциденты времен Холодной Войны, а ожидающая терминала сжиженного газа Литва должна зорко следить за происходящим на Балтийском море.

Такого мнения придерживается литовский эксперт по обороне Александрас Матонис. По его словам, пока что рано говорить о типе корабля и целях его команды, однако для стран Балтийского моря данный сигнал должен быть более, чем ясным.

Шведы прекрасно помнят похожий случай

СМИ Швеции после инцидента в Стокгольмском архипелаге сразу вспомнили о похожем событии времен холодной войны. О нем напомнил и Матонис.

«Похоже на ситуацию 1981 года, когда во фьорде Карлскруны на мель села советская подводная лодка. Возник серьезный кризис безопасности, судно было занято Швецией, команда депортирована, позже подлодку вернули СССР. Тогда это показало, что в ходе Холодной Войны Россия ходила по очень тонкому льду, посылая для шпионажа свои корабли в территориальные воды», — говорил он.

Лондонская «Гардиан» уточняет, что что русскую подлодку пыталась захватить русская «спасательная экспедиция», но шведские военные развернули против нее береговую артиллерию и орудия военных кораблей. Русские тут же бежали, поджав хвост. Шведы лодку захватили, арестовали капитана, допросили. Он нагло врал, что «заблудился». После этого шведы оттащили русскую подлодку в нейтральные воды.

По словам Матониса, сейчас ситуация схожая. «Россия в регионе Балтийского моря — как флот, так и авиация — действует достаточно агрессивно. Методами, которые не укрепляют доверие и соседство, а наоборот — обостряют ситуацию. Любой подобный инцидент, появление военного корабля иностранного государства в территориальных водах другого государства, создает дополнительные предпосылки для инцидентов. Опасных инцидентов», — предупредил Матонис.

Как и шведские эксперты, Матонис не скрывает своих мыслей о том, что маневры принадлежащего русской компании танкера MS Concord под флагом Либерии вызывают серьезные подозрения.

«Странные маневры этого корабля вызывают определенные мысли о том, что этот корабль участвовал в поисково-спасательной операции. В мировой практике, по крайней мере раньше, не выглядело странным, что гражданские или замаскированные под гражданские корабли выполняли вспомогательную функцию для находящихся вдали подводных судов», — сказал эксперт.

По его словам, на осуществляющем вспомогательную функцию корабле могли быть запасы топлива.

Следите за тем, что над и под водой

По словам Матониса, Россия уже не раз показала, что намерена обходить международные правила. Клайпедский порт и терминал сжиженного природного газа интересует соседей не меньше, чем Стокгольмский архипелаг.

«Всегда стоит задуматься об охране нашего водного пространства — и о патрулировании, и наблюдении за тем, что там происходит. Как вы знаете, пару недель назад русский военный корабль был замечен в латвийских водах. В этой связи возникло определенное беспокойство. Имея такого соседа, всегда нужно смотреть, что он делает», — говорит Матонис.

По его словам, возможно, русские подводные лодки охраняют газопровод Nord Stream, но это лишь одна из версий.

Второй «Курск»

Шведские эксперты говорят, что для России самое главное — не быть пойманной за руку, а здоровье и жизнь команды отходят на второй план. Министерство обороны России уже заявило, что никакой подводной лодки в водах Швеции нет и не было. Матонис напоминает еще один инцидент — ставшая черным пятном на мундире Путина трагедия подводной лодки «Курск».

«Если мы увидим, что Россия не признает каких-то фактов и отказывается от помощи в спасении попавших в несчастье моряков, то можем оказаться в ситуации 2001 года, когда затонул «Курск». Мировое сообщество могло помочь высокими технологиями. Но русский президент принял ответственность и обрек своих моряков на смерть, охраняя имевшуюся или не имевшуюся военно-технологическую тайну.

И сейчас русское руководство — военное или политическое, должно сказать, что важнее: признание своих неправомерных действий, раскрытие определенных технологий или жизнь тех людей», — утверждает эксперт.

Газета Expressen со ссылкой на эксперта уже сообщила, что под водой может быть новейшая русская мини-подлодка Тритон-НН.

Финская пресса привела подробности:

«Консультант по безопасности Йоаким фон Браун считает, что в Стокгольмском архипелаге скрывается мини-подлодка Тритон-НН. Фон Браун указывает, что Тритон-НН является сверхсекретной подводной лодкой, которая используется спецназом русской армии.

— Она работает тихо, как мини-субмарины, когда она находится ниже поверхности воды. Когда она находится над водой, он может действовать как торпедный катер и идти со скоростью от 35 до 40 узлов.

Разработка Тритона-НН началась еще в 1980-х годах, но проект был остановлен, когда распался Советский Союз. Судно, однако, было создано в 2009 или 2010 году.

Проект был окутан завесой строжайшей тайны. Фон Браун указал, что вполне возможно, что Тритон-НН можно оборудовать, например, торпедами.

Шведская газета Dagens Nyheter пишет, что эта подводная лодка служит для перевозки русского спецназа. Фон Браун Журнал говорит, что на Тритоне-НН-тип судна могут разместиться до десятка боевиков.

— Элитная русская солдатня может доплыть до кого-то острова и спрятаться там. Они используют системы замкнутой цепи аквалангов, которая не дают пузыри и чьих запасов воздуха хватает на несколько часов.

По тактическим и психологическим причинам группа делится на две более мелкие. Если подводную лодку надо уничтожить, она ставится на инициирующий заряд, который взорвется даже через несколько дней.

При этом русские солдаты могут, например, отправиться на остров на моторной лодке или связаться в Швеции со шведскими гражданами, которые принадлежат к скрытой сети агентов.

Браун не верит, что подводная лодка сопровождается подозреваемым танкером эскорта, но танкер может, например, служить для мини подводной лодки посредником при радиосвязи, потому что способность к радиосвязи самой подлодки довольно слабая.

Тем временем новый министр обороны Швеции Петер Хулквист заявил газете Svenska Dagbladet:

«То, что происходит в Балтийском море, включая воздушные вторжения, показывает, что мы стоим перед новой, изменившейся ситуаций. Россия сделала огромные капиталовложения… при своей увеличившейся силе они проводят все больше маневров, а это влияет на климат безопасности».

Тем временем шведские СМИ сообщают, что из оккупированного Россией шведско-ингийского Нюена вышел русский шпионский корабль «Академик Лихачев», оснащенный оборудованием для шпионажа за морским дном и собственной мини-подлодкой, и несется на всех парах к Стокгольму, в нескольких десятков километров от которого потерпела крушение русская военная подлодка. «Академик» уже прошел Таллинн. Русская пресса ни слова о нем не сообщила.

Для контроля за русским шпионским «Академиком» его сопровождают несколько голландских военных кораблей, которые недавно участвовали в маневрах НАТО на Балтийском море.

Преподаватель шведского Колледжа обороны Тумас Рис сообщил местной радиостанции, что газетные публикации кажутся правдоподобными. Согласно Рису, наличие русской подводной лодки, тайно оперирующей в шведских водах, является частью военных приготовлений для «нечто большего». «Это очень серьезный вопрос, — добавил преподаватель.

Ранее шведские СМИ сообщили, что сотни людей и десятки военных кораблей и вертолетов ищут таинственного злоумышленника. Операция проводится в широком поясе сотни скалистых островов и островков, отделяющих столицу от открытого моря.

Шведские СМИ указывают, что это напоминает времена Холодной Войны, когда подобные происшествия нередко происходили в водах близ Стокгольма. Наиболее серьезный инцидент произошел в скалистых островках в этой области 28 октября 1981, когда русская подводная лодка U-137 появилась рядом с одной из самых важных баз шведского флота.

 

Как подчеркивают комментаторы, разница между тогдашней и нынешней ситуацией состоит в частности в том, что тогда у шведов было 30 современных боевых кораблей и 12 подводных лодок, а сегодня у них есть только 7 надводных кораблей и 4 подлодки.

По материалам  Еlise
innika