Политические новости

Что же на самом деле произошло в Балаклее

В городе Балаклея Харьковской области в ночь на 23 марта загорелись военные склады Минобороны. Масштабный пожар стал причиной детонации сотен боеприпасов. Напуганные местные жители стали массово покидать город, а ГСЧС до сих пор не может справиться с пожаром. Что случилось в Балаклее

Эвакуация не для всех
По данным ГСЧС, возгорание произошло около 3 часов ночи. Загорелись площадки хранения ракетно-артиллерийского вооружения: танковые и артиллерийские снаряды 125 и 152 мм. “Общая площадь арсенала 368 гектар, где хранится около 125 тысяч тонн боеприпасов”, – сообщил главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос.

Сразу же после происшествия спасатели развернули оперативный штаб и начали эвакуировать людей не только из города Балаклея, но и прилегающих сел – Вербовка и Яковенково. На утро 23 марта в ГСЧС отчитались об эвакуации 20 тысяч человек, но местные жители рассказали “Апострофу”, что всем помогать спасатели не успевают.

“У меня там родственники, но их пока не эвакуируют. Звонили на 102, пообещали выслать группу, но связь прервалась. На момент последней связи они сидели в погребе в пгт. Подсобное. Борщовку (село близ Балаклеи, – “Апостроф”) вывезли, а в Подсобном и полиция стоит, а результата нет”, – рассказал Артур Тринченко.

Более того, некоторых жителей вообще бросили на произвол судьбы. “В 3 часа ночи мы вместе с детьми и родителями быстро выскочили в погреб. Начали сыпаться окна, вырывать с петель двери. Вряд ли останется там что-то целое, когда я вернусь, – жалуется “Апострофу” жительница Балаклеи Юлия Трофимова. – В полиции в 6 часов утра меня культурно послали на три веселых буквы, поэтому эвакуироваться пришлось своими силами. Я им объясняла ситуацию, что у меня дети, а они говорят, чтобы мы залезли в подвал. У меня ребенок с 3 часов ночи в подвале, она уже задыхается. Но мне так ничем и не смогли помочь”.

Но в Харьковской ОГА бодро отрапортовали, что помощь оказывают. “Жителей города Балаклея и близлежащих сел временно расселят в учреждениях сфер образования и соцзащиты на территории района, – говорит глава Харьковской облгосадминистрации Юлия Светличная. – На заседании оперативного штаба мной были поставлены задачи касательно подготовки учреждений к приему людей. Также сейчас решается вопрос выделения материальной помощи пострадавшим”.

Сам город постепенно превращается в мертвую зону: мобильная связь не работает или сбоит, электро- и газоснабжение отключено, железнодорожное и автомобильное сообщение приостановлено, а “Украэрорух” закрыл небо в радиусе 40 километров от эпицентра пожара. К ликвидации последствий пожара привлекли 500 спасателей и 150 единиц техники, но в ГСЧС признаются, что смогут работать только после того, как интенсивность взрывов уменьшится.

Версии
Основных версий того, что именно стало причиной пожара на территории воинской части А 1352 в Балаклее – три.

Версия №1: Официально-диверсионная

Эту версию в первые же часы после происшествия озвучил Анатолий Матиос. Ее придерживается министр обороны Степан Полторак, президент Петр Порошенко и глава СБУ Василий Грицак, который открыл уголовное производство по статье “диверсия”. Более того, Грицак сообщил, что на территорию части сбросили взрывчатку. “Установлены свидетели, которые видели, как на склады 65-го арсенала с летального аппарата сбросили средства, которые позже инициировали взрывы и детонацию”, – отметил глава СБУ.

Но Полторак добавил, что на склады могла проникнуть и диверсионная группа. “Характеристика действий, которые произошли, указывают, что работала диверсионная группа: там не было короткого замыкания, там не было подпала травы. По словам тех людей, которые стояли на посту, там работала группа”, – сказал министр обороны.

Эксперты, опрошенные “Апострофом”, соглашаются с официальной версией, ведь уничтожение складов с вооружением в то время, как в стране идет война, это одна из составляющих любых боевых действий. “Безусловно, это попытка в очередной раз дестабилизировать внутреннюю ситуацию в Украине, – говорит советник главы МВД Зорян Шкиряк. – Это диверсия против государства Украина. Один из сценариев, на который рассчитывает Путин, это попытка посеять панику, тревогу среди гражданского населения”.

Чтобы новая диверсия не повторилась на других объектах Минобороны, была усилена охрана на всех базах и арсеналах Украины, где хранятся боеприпасы. Но по словам экс-министра обороны Александра Кузьмука, этого мало. “Нужно на атомы расщепить всех, кто стоит на этих складах. Не обязательно, что диверсанты ночью с вещмешком, в котором взрывчатка, проникли на склад. Они могли быть заранее внедрены и тщательно готовиться”, – сказал “Апострофу” Александр Кузьмук.

Генерал добавил, что подрыв склада может быть очень тревожным сигналом для Украины. “Это очень серьезный сигнал, который может говорить об активизации действий врага. В первую очередь, если враг активизируется, проводятся диверсии по уничтожению в тылу складов, баз и пунктов управления. Вот над этим нужно хорошо задуматься”, – резюмировал Кузьмук.

Версия №2: Халатная

Несмотря на то, что в военной прокуратуре предварительно квалифицируют пожар как диверсию, на всякий случай Матиос открыл уголовное дело еще и по статье 425 УК Украины “Небрежное отношение к военной службе” или халатность.

При этом халатность могла быть двух типов: либо неосторожное обращение с огнем самих военнослужащих, которые охраняли склады, например, курение в запрещенных местах, либо ненадлежащая охрана объекта, что в последствии и привело к диверсии.

“Версия о неаккуратном курении – маловероятна. Потому что были подрывы и поджоги в нескольких местах сразу”, – сказал “Апострофу” экс-заместитель начальника Генштаба генерал-лейтенант Игорь Романенко.

А вот служебная халатность, “благодаря” которой и стала возможна диверсия (если такая была), выглядит достаточно правдоподобной. “Ну, у нас же уже были прецеденты, когда в зоне АТО в Сватово склад боеприпасов точно так же загорелся, и официальная версия тогда была, что это диверсия, совершенная с помощью беспилотных летательных аппаратов противника, – вспоминает военный эксперт, координатор группы “Информационное сопротивление” Дмитрий Тымчук. – Диверсия в Сватово – это был октябрь 2015 года. Прошло столь длительное время, соответственно, нужно же было отрабатывать новые алгоритмы защиты. Мы говорим о гибридной войне. Меняется методика подготовки личного состава с учетом тех реалий, которые мы видим на Донбассе. Значит, это же должно касаться и других аспектов жизнедеятельности ВСУ, тем более сохранности боеприпасов на стратегическом объекте. Должны отрабатываться новые правила охраны. А если жизнь ничему не учит, то такие инциденты будут сплошь и рядом”.

Версия №3: Коррупционная

Версию того, что пожар на складах в Балаклее был намеренно инспирирован руководством военной части, чтобы скрыть хищения боеприпасов, активно подхватили российские СМИ. Пропагандистам вторили “чиновники” квазиреспублик, активно разгоняя этот сценарий на сепаратистских ресурсах.

Впрочем, ни военные эксперты, ни официальные лица не рассматривают эту версию всерьез. “Хищение, растрата, другая форма умышленного изъятия имущества из этого арсенала после усиления охраны, а это подразделение в 1 тысячу человек, фактически невозможно. Оснований говорить, что это попытки скрыть какие-то злоупотребления или потерю имущества, нет. Это заходит за пределы всякой нормальной логики. Кто бы там что ни украл, но поставить под угрозу жизни более 35 тысяч человек – это вершина…” – сказал Анатолий Матиос.

С ним соглашается и Дмитрий Тымчук. “На этих складах хранились в основном артиллерийские и танковые боеприпасы. Устраивать подпольную распродажу снарядов калибром 152 мм? Ну, честно говоря, я не совсем понимаю, кто их будет покупать”, – резюмировал военный эксперт.

innika