Политические новости

Ложь и клевета – главное орудие Кремля: Как победить российскую пропаганду в информационной войне, – The Washington Post

Обладательница Пулитцеровской премии Дана Прист рассказывает о том, как в разных странах мира противостоят российской пропаганде.

Материал написан в соавторстве с Майклом Бирнбаумом, главой брюссельского бюро The Washington Post

Пока Соединенные Штаты борются с последствиями вмешательства Кремля в американскую политику, европейские страны с помощью различных тактик пытаются выявить старания России повлиять на избирателей, чтобы ослабить единство Европы.

Сотрудники спецслужб, законодатели, исследователи и журналисты потратили годы – в некоторых случаях десятилетия – на разработку методов борьбы с российской дезинформацией, хакерством и троллингом. Сегодня они применяются так часто, как никогда ранее.

Четыре десятка европейских чиновников и исследователей, общавшихся недавно с прессой о противостоянии российскому влиянию, были гораздо увереннее в результатах своих действий, нежели их американские коллеги, чьи действия один европейский чиновник из сферы кибербезопасности сравнил с просмотром сериала «Карточный домик».

«Ответ европейцев на попытки влияния извне действительно выглядит действенным», – отмечает старший сотрудник разведки США, дислоцированный в Европе.

На недавних президентских выборах во Франции, дружественный Кремлю кандидат проиграл новичку Эммануэлю Макрону, подвергшемуся хакерским атакам и ложным обвинениям, которые распространялись новостными агентствами, спонсируемыми Россией. В Германии все политические партии договорились не использовать ботов в своих кампаниях в социальных сетях, поскольку такие киберинструменты часто применяет Кремль для распространения фейковых новостей.

Лучшее противоядие от российского влияния, как утверждают европейские эксперты, – выставить это влияние напоказ.

«Мы должны подготовить к этому общество», – говорит Патрик Сенсбург, член парламента Германии и эксперт по разведке.

Методы противодействия влиянию России могут быть разными. Швеция запустила национальную программу в школах по подготовке учащихся к распознаванию российской пропаганды. Министерство обороны создало новые объединения по поиску и борьбе с российскими попытками внести разброд в шведское общество.

Сотня граждан Литвы – прозванных впоследствии эльфами – объединилась для идентификации и отпора людям, занимающимся распространением российской дезинформации в соцсетях. Они называют свои ежедневные стычки «Эльфы против троллей».

В Брюсселе в Оперативную рабочую группу по стратегическим коммуникациям ЕС (East Stratcom) входят 14 сотрудников и сотни добровольцев-ученых, исследователей и журналистов, расследовавших и опубликовавших 2 тыс. примеров ложных или искаженных новостных статей на 18 языках в еженедельном дайджесте, который начал выходить два года назад.

«Что мы пытаемся сделать централизованно в Брюсселе, так объединить все эти кусочки головоломки», – заявил Джайлс Портман, глава целевой группы противодействия российской пропаганде.

Помимо выявления российских попыток, европейские страны также стараются сорвать их. Франции и Великобритании удалось заставить Facebook удалить десятки тысяч автоматизированных поддельных аккаунтов, использовавшихся для того, чтобы повлиять на избирателей ближе к выборам. Они также удвоили (до 6 тысяч) число наблюдателей, которые могут удалять клеветнические записи и записи, возбуждающие ненависть по какому-либо признаку.

Недавно кабинет министров Германии одобрил законопроект по наложению штрафа в размере до $53 млн на социальные сети, которые не удаляют записи, признанные «ненавистническими высказываниями».

Россия давно перестала скрывать свои симпатии к информационной войне. Начальник генерального штаба РФ Валерий Герасимов в 2013 году писал, что «информационный конфликт» является ключевой частью войны. По его словам, фактическая военная сила лишь финальный инструмент тонкой военной стратегии. В этом году Министерство обороны РФ объявило о создании нового подразделения для ведения кибервойны.

Не имея возможности конкурировать в традиционных измерениях – бюджет обороны США примерно в восемь раз больше, чем у России – Москва сделала ставку на эту менее дорогую, но гораздо более сложную тактику. Превращение информации в оружие включает в себя распространение фактических искажений и откровенной лжи для достижения политических целей. Этот процесс опирается на многолетний опыт пропаганды времен советской эпохи.

«Российская пропаганда была всегда: ложная информация, клевета и т.д. Здесь нет ничего нового», – говорит Карл Бильдт, бывший премьер-министр Швеции.

Что, несомненно, ново, так это цифровая изощренность, которой может сегодня пользоваться Москва: взлом и публикация документов национального комитета Демократической партии и кампании Макрона. Или проникновение в систему парламента Германии. Российские официальные лица отрицают взломы во Франции и в Германии, отмахиваясь от обвинений, а президент Владимир Путин называет их «глупостями».

Россия начала экспериментировать с методами информационной войны десять лет назад в Эстонии, затем последовали попытки подрывной деятельности в Грузии, Киргизии, Казахстане, Финляндии, Боснии и Македонии. Но полная мощность их арсенала дезинформации стала очевидной только в 2014 году, после уличных протестов, которые свергли коррумпированное и пророссийское правительство Украины.

Российские СМИ изображали украинских военных фашистами и нацистами, стремящихся при поддержке Запада уничтожить русскоязычное население на востоке Украины. Вашингтон готовится к Третьей мировой войне против России, писала российская пресса.

«Это хорошо продуманные месседжи для местной публики, – считает Якуб Янда, заместитель директора чешского аналитического центра European Values. – Они адресованы местным ответственным лицам и общественности, чтобы повлиять на их мнение».

«Большая часть вредоносных действий направлена на подрыв доверия внутри наших обществ между различными группами, политическими движениями, элитами и народом», – говорит постоянный секретарь Министерства обороны Эстонии Джонатан Всевиов.

В европейском контрнаступлении принимают участие исследователи из Великобритании, Франции, Германии, Чехии, Нидерландов, Швейцарии, Финляндии, Швеции, Украины и Латвии. В Словакии около 1400 рекламодателей согласились бойкотировать ряд фейковых сайтов, отобранных одной некоммерческой исследовательской организацией.

Между правительством, исследователями и журналистами, проводящими расследования, началось доброжелательное соперничество за то, чтобы стать первыми, кто разоблачит очередную попытку России «загрязнить» нашу новостную экосистему, говорит Инга Спринге, директор Балтийского центра журналистских расследований Re:Baltica.

В апреле сайт Re:Baltica опубликовал статью с заголовком «Три балтийских русскоязычных новостных сайта, известных в совокупности как Baltnews, тайно связаны с глобальной пропагандистской сетью Кремля». Используя наводку, изначально обнаруженную эстонской службой безопасности, Re:Baltica скрупулезно отследила принадлежность сайтов от Латвии до Нидерландов, а затем до «Россия Сегодня» – новостного агентства, принадлежащего и управляемого правительством России.

«Это была наша самая огромная сенсация», – заявила Спринге, которая, по ее словам, была удивлена тем, что «Кремль не пытался скрыть эту сеть за большим числом офшорных компаний». Это также подтвердило подозрения, что Кремль контролирует значительно больше медиасетей за пределами России, чем он готов признать.

regional